«Гленгарри Глен Росс» это истинный словесный триллер с командой актёров-киллеров, монстров своего ремесла.
Только они могли произнести такие отточенные диалоги, их собрал режиссёр Джеймс Фоли и снял свой маленький шедевр.
Я обожаю картины в духе «12 разгневанных мужчин». «Гленгарри Глен Росс» это фильм, где очень много говорят. Было бы странно не уметь говорить агентам по продаже недвижимости. Ещё больше надо владеть ораторским искусством, когда продаёшь заведомую дрянь. Начальство скупило за здорово живёшь болотистые земли во Флориде и теперь извлекает миллионные прибыли, всучивая участки через свои полулегальные агентства втридорога.
С одним из таких агентств нас и знакомит психологическая драма «Гленгарри Глен Росс» — в нём четверо агентов – Шелли Левин (Джек Леммон), Рикки Рома (Аль Пачино), Дэйв Мосс (Эд Харрис), Джордж Ааронов (Алан Аркин), их местный менеджер – Джон Уильямсон (Кевин Спейси).
Агентство захудалое, в него никто не заходит. Агенты получают наводки, то есть списки потенциальных покупателей, и навязчиво обзванивают людей. За наводки агенты платят по пятьдесят долларов. За каждую сделку получают десять процентов, остальные девяносто идут в карман боссам. Земля продаётся плохо, то ли люди разнюхали, почём цена на болото, то ли просто у людей нет денег. Все работники давно переступили юношеский возраст, а так как они все работают без лицензии, привыкли действовать в обход закона, то и любой намёк на потерю работы воспринимается трагически.
Напряжённости добавляет приезд одного из боссов, Блейка (Алек Болдуин), который в брутальной форме преподносит им урок выживаемости. Его месседж – «Недвижимостью могут заниматься только мужики со стальными яйцами». Основная концепция – закрыть сделку, получить чек. Останутся работать только лучшие, двое должны уйти. Те, кто останется, получат заветные наводки, реально богатых людей, способных вложить свои денежки в недвижимость.
Приезд Блейка дал старт неожиданному событию в крошечном сообществе. На этом неприятном фоне каждый вдруг обнажает собственную суть, показывает свои пределы, за которые может или не может зайти. История предельно линейна, биография людей раскрывается прямо перед нами, никаких флэшбэков для идиотов. Будь предельно внимательным, лови каждое слово персонажей, и ты получишь полный портрет. Именно такой паззл я обожаю. Картина складывается постепенно, ты постоянно меняешь мнение о персонажах. Когда происходит ограбление и пресловутые наводки уводят из фирмы, ты не сразу понимаешь, кто из четверых это сделал. Причём, в каждой сцене важно видеть выражение лица персонажа. Каждый взгляд стреляет, как знаменитое ружьё в системе Станиславского.
Трагизм происходящего достоин лучших пьес Шекспира. И это делает проза Мэмета и, естественно, актёры. Буквально каждый имеет свои пять минут славы, каждому даётся возможность сдать экзамен на высочайшую степень мастерства. Прямо скажу – все до единого сдали этот экзамен. А Джек Леммон и Аль Пачино на самой вершине. Герой Леммона проходит несколько стадий – он вызывает жалость, отвращение и даже ненависть. Когда-то его герой очень удачно плутовал и приносил немалые доходы предприятию, но с годами всё затухло и даже его глубокое владение психологией уже не помогает продавать землю.
Блестящ персонаж, сыгранный Аль Пачино.
Его Рикки воплощённый Заратустра. То, как он обрабатывает потенциального клиента в баре, вызывает восхищение и ужас. Его фраза «Голубой? Да мы все голубые, расслабься» становится решающим аргументом при подписании контракта.
Как тонко передаёт свои чувства Кевин Спейси! Его герой поставлен управлять агентством из-за родственных связей с боссами. Все презирают его. Агентам приходится лгать, изворачиваться, жариться на адовой сковородке, а Уильямсон лишь принимает контракты, обналичивает чеки и ставит подписи. При этом, всегда в доле, всегда на процентах.
Сцены с Леммоном просто потрясают. Это игра глаз, мимики. Один захлёбывается в красноречии, другой – просто смотрит. Сцены пронимают до костей. И как не прост этот Уильямсон.
Я уже говорила, что фильм полностью мужской, а потому речь самая нецензурная. Было бы неубедительно, если бы мужчины говорили между собой в стиле джентльменов из викторианских романов. Я смотрела фильм с отборным матом и, надо признаться, быстро привыкла, зато это добавило жёсткого реализма.
Наверное, драма «Гленгарри Глен Росс» это фильм не только и не сколько об агентствах, которые опутали сетью весь мир. Разве он вызвал бы такой душевный резонанс? Нет, он о чём-то большем, например, о пресловутой американской мечте, которая претерпела фундаментальные изменения – Каждой семье собственный домик и, если будешь продолжать тяжко трудиться, то станешь президентом.
На примере маленького агентства, делающего немалые деньги, нам говорят, что этот принцип уже не работает. Теперь актуален новый девиз: Надуй своего ближнего и купи Rolex, иначе ты не мужик, а лузер.
Как же я такой алмаз пропустила?! Стыд мне и позор.
Спасибо, Наташа! Обязательно найду и посмотрю.
Фильм шикарный, захватывает полностью, не оторваться, хотя экшена ноль.
Леммон и Пачино это нечто фееричное… Вот что я называю хорошим Кино!