Фильм итальянского режиссёра Лилианы Кавани «Франциск» не произвёл такого фурора, как её сумасшедший «Ночной портье». Посмотреть на садомазохистскую любовь между фашистским палачом и его жертвой шли толпами как на демонстрацию по случаю первого мая. Спустя пятнадцать лет режиссёр снова вернулась к исследованию безграничной любви, но к «Франциску» проявили интерес только критики и поклонники Микки Рурка. Самоотверженная любовь к Христу мало кого поднимет на то, чтобы оторваться от дивана.
Да ещё и смотреть на Рурка, играющего самого почитаемого святого католиков, целых два с половиной часа, для некоторых стало непосильной ношей.
К счастью, я люблю Микки, и каждая его роль для меня любопытна. Он настоящий профессионал и в таком безумно сложном образе он великолепен. Очень жаль, что даже его преданные фанаты, пропускают этот фильм, когда узнают, о чём он.
Этот фильм о святом Франциске, жившим в 13 веке. Он родился в семье зажиточного купца. Отец обожал всё французское, торговал шёлком, часто наведывался во Францию. Когда родился сын, он назвал его Франциском, что значит «француз».
Фильм начинается как бы с конца – со смерти Франциска. После похорон собираются его друзья и ученики, чтобы записать по горячим следам воспоминания о том, кто в дальнейшем станет святым.
Среди самых близких духовно к нему людей молодая девушка Кьяра (Хелена Бонэм Картер), или Святая Клара. Люди, которых свёл воедино Франциск, рассказывают о нём с теплотой и любовью, поясняя для потомков, как они пришли по его примеру в нищее братство, оставив позади безбедную разгульную жизнь. Перед нами проходит ранняя жизнь Франциска и его товарищей, война между Ассизами и Перуджей, плен, спасение.
Что особенно поражает в фильме — физическое ощущение того времени – сдержанные краски в одежде, грязные узкие улочки средневекового города и бездонная пропасть между богатыми и бедными.
На фоне этого происходит духовное рождение Франциска. Вопиющая бедность огромного числа людей вызывает в нём необоримое желание действовать – обнять прокажённого, отдать последний кусок хлеба голодному, улыбнуться отчаявшемуся и просто начать жить среди отверженных обществом людей.
Постоянно задаёшься вопросом: Как это возможно? Иметь всё и всё отдать.
Фильм же задаёт свои вопросы: А что ты имеешь? Что ты отдаёшь? Что получаешь взамен?
Микки Рурк в образе святого просто идеален, ему веришь, если он просто сидит, просто смотрит. Его поразительно прекрасные глаза источают такой свет, такое спокойствие, такую уверенность, что никаких сомнений не возникает — перед нами святой.
Повторюсь, этот эффект сработает только для тех, кто его безусловно любит. Иначе, финальная сцена пароксизма Франциска станет шоком.
Таких трудных для восприятия и угнетающих психологически сцен достаточно много в картине Лилианы Кавани. И без мастерства Рурка всё могло пойти прахом.
Но он блистательно держит удар в качестве ведущего актёра.
Так же хороша Хелена. А где, скажите на милость, она не хороша?
В роли Кьяры она светится, она трогательно молода, очень красива, словно лик на фреске Джотто. Как преданно она любит Франциска. Эта любовь началась с физического притяжения с их первых встреч, когда они были молоды и богаты, а закончилась высочайшей духовной близостью.
Знаю, уверена, что фильм не для всех. Он очень медленный и раздумчивый. Он требует полного погружения.
Он для тех, кто постоянно задаёт себе вопросы и сопротивляется суматошному потоку жизни. Он для тех, кто стремится к духовности, кто пытается не только смотреть,но и видеть.
Он для тех, кто стремится смотреть на мир глазами любви, а не рассудка.
Я впервые смотрела «Франциска» много лет назад, и он не произвёл на меня того впечатления, что я получила сейчас.
Думается, что тогда мне больше понравился Микки Рурк.
Сейчас моему сердцу ближе Франциск Ассизский.
P.S. Моя подруга прислала мне молитву, написанную этим святым и обращённую к Христу. Вчитайтесь в эти строки:
Господи,
Сделай меня орудием Твоего мира:
Там,где ненависть,дай мне посеять любовь,
Там,где обида- прощение,
Там,где сомнение-веру,
Там,где отчаяние-надежду,
Там,где темнота-свет,и
Там,где печаль- радость.
О Божественный Владыка,
Даруй мне способность
не искать утешения, а утешать;
не искать понимания, а понимать;
не искать любви, а любить.
Ибо отдавая-мы получаем,
Прощая- получаем прощение,
И умирая-рождаемся к Жизни Вечной.
Аминь.
Не устаю восхищаться Вашими рецензиями! После прочтения хочется оставить все и мчатся смотреть фильм!Спасибо!
И Вам спасибо за комплимент, Мика!
Не знаю даже, как насчёт «мчаться смотреть» конкретно этот фильм. В Советское время мы ходили на знаковые фильмы обязательно и всем табором.
Пересматривала «Франциска» в День Пасхи, было особое настроение и всё равно устала морально. Хотелось сравнить впечатления и понять, насколько пережил этот фильм время. Конечно же пережил. Ничего не потерял за эти двадцать с лишним лет.
А к «Ночному портье» боюсь даже приближаться.
Мне «Франциска» лет пять назад ещё рекомендовали в каком-то магазинчике нестандартного кино. Как сейчас помню, продавец всучил мне диск со словами: «это лучшая роль Микки Рурка». Я на него долго поглядывала, но так и не посмотрела. Религиозная тематика меня сильно отталкивает. Видимо не время пока.
А «Ночной портье» — сильная вещь, правда и я пересматривать не скоро решусь, такого надо понемножку.
Согласна с тем продавцом. Лучшая роль Микки Рурка. Смотрела фильм много лет назад..прям пойду вечером пересмотрю))
Обязательно посмотрите, но мы так же рекомендуем заглянуть в этот наш пост, где есть наши любимые фильмы с Микки — https://yaokino.ru/u-mikki-rurka-ubiley
При просмотре трейлера, поймал себя на мысли, что ищу фальшь в игре Рурка, а так же пытаюсь найти его фирменные улыбочки, приемчики, известные по другим ролям в фильмах.
В целом, не получилось поставить знак равенства Франциск=Микки Рурк.
Фальшь не нашел, приемчики вроде тоже, но все впечатление себе испортил :)))