Как мистически иногда складываются звёзды!

026

Новый фильм Сергея Снежкина «Так сложились звёзды» — это рассказ о политической карьере Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.  И вроде бы меня это никак не должно интересовать, но картина заставила вспомнить свою малую родину и снова пережить события, которые я всеми силами пытаюсь забыть – кошмарные 90-е и развал огромной страны под названием Советский Союз. Фильм построен как огромное трёхчасовое интервью Назарбаева с британским журналистом, собравшимся писать его биографию. Интервью это просто форма, в которой лучше всего раскрывается собеседник.  Если он захочет раскрыться.

Журналист заранее готов к тому, что ему скажут и начинает интервью в заранее заданном и нужном ему русле (все вопросы выстроены в типичной пропагандистской провокационной манере, свойственной CNN, BBC и прочим рупорам «независимого» взгляда на события). Но вдруг он  получает такую лавину информации, что трудно устоять на ногах.  Да и зрителю нелегко – пройти по истории своей страны за три часа невозможно, разве что вприпрыжку.  Я не оговорилась, сказав «своей страны» — Казахстан  ещё недавно был частью той страны, откуда мы все родом.

Я смотрела картину, будто листала семейный альбом — некоторые фотографии потускнели и лица на них словно выгорели. А другие, наоборот, выступали чётко и узнаваемо. Очень странное ощущение присутствия в событиях на экране. 

Отвечая журналисту, Назарбаев уходит в воспоминания, которые поданы в атмосферных флэшбэках, снятых в богатой палитре полотен Рембрандта, где царит насыщенный красный, сочный коричнево-золотистый и ещё целое море оттенков, когда мальчик карабкается в гору за своей мечтой (изумительная работа оператора Сергея Мачильского).

Мальчик это метафора – подняться из низов, как Назарбаев, и добраться до вершины власти – президентства.

В своих воспоминаниях Назарбаев не раз уходит в прошлое своих родителей. Утверждают, что он знал всё о своих предках до двенадцатого колена. Его не назовёшь Иваном, родства не помнящим. С матерью и отцом связаны самые тёплые и трогательные моменты — работа в поле и разговоры.

Семейные сцены очень короткие, но через них можно понять многое – какое место занимала жена в их отношениях, кто принимал решения. Восток.

В таких сценах мне было любопытно заглянуть в жильё высокой номенклатуры изнутри – и квартира Кунаева, куда заходит Назарбаев, чтобы выразить соболезнование в связи со смертью его жены, и квартира самого героя картины – похожи, как близнецы-братья, и совсем далеки от казахского национального быта. Возможно, где-то на антресолях запрятан столик на крошечных ножках, за которым, скрестив ноги, усаживаются гости из глухого аула или такие любители экзотики, как я.

В настоящей казахской юрте мы тоже побываем – британского журналиста встречают близкие друзья Президента, наливают ему по чарочке, и через секунду-другую тот валится лицом в кошму (коврик из бараньей шерсти). Эта сцена из разряда буффонадных, рассчитанных на смех в зале. Не знаю, мне не смешно. Кто поверит, что британцы мало пьют и имеют такой нежный желудок? Почему-то вместо обещанного казахского кумыса, в стакан наливают именно алкоголь, а не молочно-кислый напиток, от которого и впрямь можно вмиг окосеть.

Как развалился Союз

Передвигаясь за Президентом во времени и пространстве, зритель должен представить, как случилось, что развалился Союз. И предпосылки были.

Когда Назарбаев приезжает в один из колхозов для инспекции, перед ним предстаёт ужасающее зрелище полной деградации – фермы пусты, в них нет ни скота, ни корма, ни воды, а единственный работник заученно сообщает, что стада на выгоне где-то там.

Несуществующие стада, эфемерные плантации чая и хлопка, приписки и отчёты космического масштаба, но при этом все получают зарплаты, чиновники рапортуют о победах в поле, на ферме и заводе, получают награды и звания, а в стране  дефицит всего и особенно продовольствия. Выбор продуктов настолько узок, что хватит пальцев двух рук. И это при огромном богатстве недр и необъятности территории. Что это, некомпетентный менеджмент или тотальный саботаж?  Назарбаев видит это своим хозяйственным глазом и приносит Кунаеву, тогдашнему главе Казахстана,  фактический отчёт вместо фантастического. Назревает первый конфликт в отношениях – подчинённый мечтает сдвинуть начальника, чтобы изменить положение дел и выйти, наконец,  из зазеркалья.

Казахстан, будучи одной из 15 республик, обладавший мощным потенциалом во всех сферах, находился, чуть ли не на последнем месте по снабжению продовольствием: беднейшие магазины, гречка по талонам, рыбы не встретишь на прилавке, макароны – сплошное месиво после варки. И при этом самые гигантские поля пшеницы, второй в союзе мясоперерабатывающий завод (мои друзья в Польше признавались, что мясные консервы из Петропавловска Казахского просто деликатес) и молокозавод, производивший сыры, ни в какое сравнение не идущие с сегодняшними. Почему всё это пролетало мимо нас, оставляя лишь горькое послевкусие очень редкой встречи? Куда всё это уходило? Мы, в Казахстане, были уверены, что всё забирает прожорливая Москва, витрина социализма.

О самих персонажах нашей общей истории

Интересно было посмотреть на Михаила Горбачёва с его Раисой Максимовной.

2016-05-16_152728

Дарья Мороз удивительно точно вошла в образ женщины, которую ненавидела вся страна: в ней и амбициозность, презрение к людям, и запредельное самомнение. В Игоре Угольникове я не увидела Горбачёва. Может, у каждого он свой? Дарья однозначно перетащила на себя одеяло, и правомерно – вся страна была уверена, что именно «Райка» заправляет в том тандеме.

Не хватило колорита и Ельцину, хотя была и водка, и безумное купание в горной речке. Алексей Гуськов мелковат для импозантного Бориса Николаевича.

2016-05-16_164831

Актёр, играющий самого Назарбаева — милый, симпатичный Берик Айтжанов с одним выражением лица, словно ему безумно скучно в заданном образе.

Каким мне показался Назарбаев в этой картине? Иногда пафосным – он гордится новой казахской столицей, Астаной — город возник прямо среди степи, на месте обветшалого  Целинограда. Для него новая столица это как прощание с прошлым, которое он оставил позади себя в Алма-Ате. Также он может гордиться тем, что не применил оружие против собственного народа, когда тот вышел на улицы требовать отставки назначенцев из Москвы. Такого назначенца, Колбина,  играет Сергей  Гармаш, как всегда убедительно, со смаком. И с водочкой.

Возможно, и отказ от ядерного оружия, Назарбаев  может записать в свой актив. А также — стабильность в течение десятилетий своего правления, гарантия двуязычия  (русский не в загоне).  И уж он точно не участвовал в развале СССР, не приезжал на Беловежский шабаш и не подписывал соглашение, которое ознаменовало крах огромной державы.

Иногда Назарбаев предстаёт жёстким и решительным, иногда сентиментальным. По большому счёту, я увидела полнокровного человека. Интересного? Думаю, да.  Не каждому выпадает шанс участвовать в строительстве нового государства.

Конечно, остаётся множество вопросов к мудрому лидеру казахской нации: готовит ли он себе смену? Так ли уж отличается мироустройство Казахстана от прежнего, советского? Как насчёт клановости, кумовства, коррупции, свободы слова, критики? Может ли Назарбаев гордиться тем, что страна продвинулась в этом? Тот мальчик, взбирающийся на гору, достиг своей мечты и больше ни о чём не мечтает?

В качестве заключения

В общем и целом, фильм снят лично для меня, и это поразительно. Такой степной ветер из прошлого, от которого у меня всегда болит голова и  заставляет сопоставлять события и проводить параллели.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *