Жизнь художников прерафаэлитов всегда интересовала кинематограф. В недавнем байопике «Эффи Грей» исследуется любовная драма поэта Джона Рёскина, Джона Эверетта Милле и Эффи Грей.
Отношения художников и их натурщиц вызывают неподдельный интерес многие десятилетия. Основатель общества прерафаэлитов поэт и художник Данте Габриель Россетти увековечил рыжеволосую красавицу Фанни Корнфорт на своих незабываемых полотнах. Была ли жизнь Фанни такой же прекрасной, как её образы на полотнах? Оказывается, нет.
Прямо противоположна – безденежье, слабоумие и общая могила – итог бурной богемной жизни.
Табличка на скромном доме в Западном Эссексе говорит, что здесь в 1835 году родилась Сара Кокс (Фанни Корнфорт), дочь кузнеца. Дата и место смерти неизвестны. Однако сегодня всё должно измениться, поскольку художественный историк и биограф Кёрсти Стонелл Уокер нашла её могилу и возложила на неё цветы. Это стало возможным после долгого изучения архивов больницы, где содержалась пациентка по имени Фанни Корнфорт.
В больницу для умалишённых Фанни была помещена своей невесткой. В истории болезни имеется фотография, датированная 1907 годом – на женщине чёрное платье с белым круглым воротничком. Она кажется одновременно испуганной и воинственной.
Записи фиксируют крепкое физическое здоровье женщины, если не считать её полную глухоту. У неё каштановые с проседью волосы, серо-зелёные глаза и сохранились собственные зубы. В своём душевном нездоровье она винит тех, кто отправил её в работный дом против воли. Но обследование диагностирует «слабоумие, путаницу, невозможность поддерживать рациональный разговор, слабую память и бессонницу». Здоровье резко пошло на спад осенью. Она умерла от пневмонии и была захоронена в общей могиле местного кладбища в Чичестере, графство Западный Суссекс.
Кёрсти Стонелл Уокер:
«Это очень печальная история, но больница не была каким-то кошмарным местом. Там практиковались прогрессивные методы лечения душевных заболеваний. Общая могила от больницы это не могила нищих».
Она попала под радар прерафаэлитов, как и многие другие яркие молодые особы, благодаря своей неординарной внешности. Они исполняли обязанности натурщиц, любовниц, изредка становились жёнами. Корнфорт родом из рабочего окружения.
Джейн Моррис, например, чтобы соответствовать статусу жены Уильяма Морриса, покорно согласилась на обучение.
Но Фанни обладала слишком независимым нравом, чтобы кому-то подчиняться. Многие окрестили её заведомо грубой личностью. Здесь на память приходит гениальный роман Джона Фаулза «Женщина французского лейтенанта» и его главная героиня Сара Вудрафф, явно списанная с реальной девушки Фанни Корнфорт.
Фанни-Сара стала работать натурщицей у Габриэля Россетти.
Он изобразил её в лучших своих работах в роскошных средневековых туалетах на фоне пышной растительности и восточного убранства. Она также позировала в роли чувственной Venus Verticordia, но потом её лицо было заменено на Алексу Уайлдинг, новую подругу Россетти.
Фанни перешла в разряд экономок после того, как прибавила в весе, и художник потерял к ней физический интерес. Дошло до того, что он стал обзывать её «слонихой». А когда она заболела, от неё сразу избавились. Кое-что из наследия Россетти перепало и Фанни – несколько рисунков и подарков, которые она получала, служа в доме прерафаэлита. Эти памятные для себя сокровища она хранила в местечке, которое называла «слоновья нора». Теперь все предметы находятся в главных коллекциях музеев, включая Делавэр Арт Музеум в США.
Её биограф Кёрсти Стонелл Уокер говорит:
«Её всегда описывают как безграмотную проститутку из бедняцкого квартала, что вовсе не соответствует действительности. Она была натурщицей, женщиной, которой приходилось тяжко зарабатывать свой хлеб насущный. Помощи ждать не приходилось».
Источник – The Guardian