Это рецензия на фильм знаменитого американского критика Роджера Эберта. Эберт обожает раскрывать секреты, поэтому, если вы не видели эту картину, то приходите читать пост после просмотра…
«Фанни и Александр» (четыре Оскара) должен был стать последним в карьере Ингмара Бергмана, поэтому он показывает, каково быть молодым, старым, быть мужчиной, женщиной, христианином, евреем, мудрым, сумасшедшим, богатым, бедным, набожным, светским. Он создаёт мир, в котором несомненные факты соседствуют с привидениями и магией, а галерея персонажей незабываема из-за их чрезвычайной оригинальности. Неудивительно, что вдохновителем Бергмана стал Чарльз Диккенс.
Действие начинается в некоем шведском городке и сразу погружает нас в празднование Рождества в огромной семье, давая нам возможность стремительного знакомства с каждым, в то время как он говорит, пьёт, флиртует, что-то замышляет. Интерьеры самые что ни на есть роскошнейшие – семья Экдаль богата и её глава, Хелена, живёт в большом доме в окружении антиквариата, дорогих полотен, богатой мебели, гобеленов, ковров, растений и часов – часы всегда присутствуют в фильмах Бергмана — порой что-то зловещее слышится в их бое.
Гости, порядком набравшись, берутся за руки и бегут цепочкой сквозь анфиладу комнат.
Постепенно раскрываются семейные тайны: Густав Адольф, третий сын Хелены, повеса, но его весёлая полногрудая жена Альма принимает его вместе со всеми похождениями.
Второй сын, Карл, женат на немке, которую семья терпеть не может (а должны бы!). Карл сильно задолжал матери. Первый сын, Оскар, управляет театром и в Рождественской речи перед своим коллективом ударяется в слёзы. Оскар женат на серьёзной красивой женщине, и у них двое детей, Фанни и Александр.
Большая часть картины показана глазами этих детей, особенно Александра. Некоторые события происходят в воображении других героев. Брак Густава – сплошная эксцентрика, у Карла преобладает грусть, а сердце Оскара переполнено любовью – к семье и театру. Мы сразу узнаём, что у Густава интрижка с Мэй, хромоногой молодой служанкой из семьи Оскара. Его жена Альма в курсе. Ещё бы, это дело открыто обсуждается родственниками.
Нам понятно, что Хелена и Исаак Якоби, еврей-ростовщик и торговец искусством, давнишние друзья-любовники.
День или два спустя во время репетиции в театре, Оскар, исполняя роль призрака отца Гамлета, вдруг забывает текст и не понимает, где он находится. С ним случается удар, и он умирает. Александр – свидетель горя матери.
Затем приходит лето, и всё так изменилось – мать собирается выйти замуж за лютеранского священника, высокого, привлекательного мужчину. Хелена, наблюдая их отъезд после венчания, произносит: «Я знаю, что наша Эмили скоро вернётся».
Первая треть истории разворачивается зимой. Фанни и Александр живут в доме епископа вместе с его матерью, его сестрой и тёткой. Дом бел и пуст, лишь самое необходимое из мебели, повсюду засовы, а на окнах решётки.
Служанка рассказала, что первая жена священника и две его дочери утонули в реке. Александр говорит ей, что к нему приходили их призраки и рассказали, что они утонули после того, как пытались бежать после пятидневного заточения без еды и питья. Служанка передаёт рассказ священнику и тот избивает Александра. Но смертельная ненависть возникла между ними уже до этого эпизода.
Мы видим призрак Оскара – он печален, задумчив, встревожен по поводу участи своих детей. В трогательной сцене на веранде мать Фанни и Александра разговаривает с мужем. Эти несколько намёков на трагедию Шекспира (внезапная смерть отца, стремительное замужество матери, призраки) проходят по канве фильма курсорно, оставаясь тонкими отсылами к литературе.
А потом начинается истинное волшебство – Исаак Якоби (Эрланд Юзефсон) из желания помочь Хелене стучится в дом епископа с предложением купить вместительный ящик. В этом чемодане он похищает детей. В то же время, когда епископ поднимается в детскую, он видит, что дети на месте. Возможно, всё это связано с волшебным искусством семьи Якоби, у которого есть два племянника. Один, Аарон, участвует в бизнесе дяди, а другой, Исмаил, не совсем здоров и сидит в запертой комнате – по ночам слышно его пение. Очутившись в обширном доме Якоби, Александр вступает в разговор с Богом, а потом обнаруживает, что Бог это в действительности марионетка, управляемая Аароном.
Что поразительно в этом фильме, так это то, как Бергман рассказывает свою историю цепочкой завораживающих событий, похожих на сны. Редко выпадает такая возможность перемещаться в разных уровнях реальности. Ночная сцена в доме волшебника Якоби настолько фантастическая, что вряд ли можно найти ей сравнение в кинематографе.
Фильм «Фанни и Александр» поразительно красив, благодаря операторскому гению постоянного соавтора Бергмана, Свена Нюквиста.
Команда актеров огромна, но бабушка Хелена в исполнении Гунн Вальгрен, теплая, любящая, живая – фокус всей картины.
Эмили (Эва Фрёлинг) самый противоречивый персонаж истории – она выходит замуж по любви, трагически ошибается в человеке, думает, что может защитить своих детей, но терпит фиаско. Сцена её визита к свекрови достаёт до самого сердца. Епископ – трагическая и злобная фигура, жестокий, неуверенный в себе, думал, что всеми обожаем, а на самом деле, ненавидим.
Это очень длинный фильм, 188 минут, но на шведском телевидении есть более длинная версия, 312 минут, куда включёно документальное повествование о том, как снимался фильм «Фанни и Александр».
Британский журнал о кино Sight and Sound попросил режиссёров и критиков выбрать лучшие по их мнению фильмы за последние четверть века. Фильм Бергмана занял третью строчку после «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы и «Бешеный бык» Мартина Скорсезе.