Фильм «Фанни» 1961
Эта история входит в Марсельскую трилогию Марселя Паньоля. Первая история «Марюс», вторая –«Фанни» и третья –«Сезар». Славный марселец Марсель Паньоль воспел свой любимый город и его простых жителей, а кинематограф достойно переложил эти истории на экран, сохранив замечательную атмосферу портового города. Я люблю все истории Марселя Паньоля на экране. У меня не возникает отторжения к киноверсиям, я как никогда, соглашаюсь с режиссёрами и их прочтением, будь то Ив Робер, Клод Берри или Джошуа Логан. Сам Марсель Паньоль тоже снимал фильмы по своим произведениям. Фильм «Фанни» начинается с великолепного вида на Марсель. Любуясь, камера приближает нас к порту, забитому до отказа рыбацкими лодками и лодчонками.
Марсель начала прошлого века. Ещё простой и демократичный. Богатый лавочник Панисс (Морис Шевалье) заходит выпить стаканчик вина в кафе к своему старому приятелю Сезару (Шарль Буайе).
У Сезара есть сын, Марюс (Хорст Буххольц), на которого отец возлагает все свои родительские надежды: сын встанет у прилавка, наливая кофе и смешивая винные коктейли. Но все мысли-помыслы молодого человека далеко за порогом забегаловки. Как только в порт входит парусное судно «Сайгон», Марюс теряет остатки терпения и доброжелательности.
Ему давно надоели розыгрыши и проделки, которыми развлекаются старики в округе, как-то кирпич на дороге, а сверху шляпа и все с удовольствием садятся глазеть на уличное представление. Кто будет очередной жертвой шляпы? Кто поддастся искушению поддеть шляпу ногой и запустить её в небо? Просто прохожий или местный викарий разразится непристойной бранью, а публика предусмотрительно заткнёт уши?
На маленьком рынке, прямо у реки, торгует рыбой Онорин, мать Фанни. Пронзительный голос разносится по всей округе: «Устрицы! Сардины! Мидии! Налетай, кто голодный!». Здесь же мы становимся свидетелями бурного спора Онорин и её клиентки: — А почему мидии такие маленькие? — Монстры плавают в аквариуме, дорогая.
Воздух Марселя словно пропитался рыбой и солёным ветром моря. В день своего рождения Фанни (Лесли Карон) приходит навестить Марюса. Она бывает здесь часто, слишком часто, чтобы никто не знал, что она ужасно влюблена в него. Фанни откровенно говорит Марюсу и его отцу Сезару: «Мне сегодня 18 и мама жалеет, что я ещё не замужем». Сезар радостно подхватывает тему — Фанни его любимица, и он жаждет видеть её в качестве жены своего сына. Только Марюс глух и нем в таких беседах. Его рюкзак давно собран и дожидается, чтоб его подхватили на плечи. И обязательно дождётся, потому что хозяин намеревается отплыть на научном паруснике «Сайгон» в кругосветное путешествие на долгие пять лет, чтобы изучать природу ветров и приливов.
Когда в кафе появляется Панисс, он сразу начинает ухаживать за Фанни, которая включается в игру лишь бы посмотреть, какова будет реакция Марюса. Марюс в бешенстве. Его раздирает от ревности. Он готов задушить старика тут же. Всё предельно ясно: Марюс тоже безумно влюблён в Фанни. Но жениться на Фанни значит похоронить мечту юности о кругосветке, о заморских странах. И девушка поняла, какой разлад в душе её любимого. С великой мудростью она делает выбор за двоих, объявляет Марюсу, что всю жизнь мечтала быть богатой, а потому примет предложение Панисса выйти за него замуж.
Чувствуя себя оскорблённым до глубины души, Марюс даже не вдаётся в анализ такого странного поведения Фанни. Парусник готов отчалить каждую минуту и если не сейчас, то никогда, он бросается к порту. Фанни в это время отвлекает Сезара, чтобы отец не заметил малодушного бегства сына. И только Панисс, видя, как Марюс уплывает на паруснике, понимает, что соперника больше не существует и путь к сердцу Фанни открыт.
Эта история удивит вас не раз во время просмотра. Столько сюрпризов припасено по ходу повествования. Ваши симпатии будут переходить от одного героя к другому и не раз захочется откровенно всплакнуть или рассмеяться в голос. Такова природа всех историй Марселя Паньоля и задача кинорежиссёра лишь бережно донести до нас посыл автора. Благодаря великолепнейшей актёрской команде фильм «Фанни» смотрится на едином дыхании.