Вот ведь как бывает порой – всеми силами сопротивляешься какому-то фильму, давно составила себе о нём мнение, хватило трейлера – слишком картинный, не понравилась актриса Анна Вартанян, не буду смотреть, нет, спасибо. И вот переламываю себя. Под предлогом — не может фильм с Рэйфом Файнсом быть скучным, неинтересным, хотя бы в тех сценах, где есть он.
Всё, сажусь и смотрю. И подпадаю под обаяние картины «Две женщины», погружаюсь в магнетическую атмосферу жаркого лета, верю безоговорочно тому, что преподносят актёры. И понимаю, фильм состоялся. А какие-то недочёты, ну, как же без них?
С самой первой сцены, когда по лесной дороге движется экипаж, а сзади стоит стеклянный ящичек с растением, я понимаю, что в коляске Рэйф Файнс. Это его романтичный герой Михаил Ракитин везёт экзотический цветок любимой женщине, жене своего давнего друга Аркадия (Александр Балуев). И встречает его сама Наталья Петровна.
Несколько минут привыкания, и я принимаю её. Вопреки всем моим внутренним установкам против – ведь в памяти эталон, образец – Ольга Яковлева в этой роли в каноническом спектакле Анатолия Эфроса. Сумела Анна Вартанян убедить меня в тех безумных эмоциях, которые буквально раздирают её влюблённую женщину. Иван Тургенев придумал историю несчастной любви на все времена, недаром эта пьеса не сходит с подмостков многих театров мира. Если когда-то такая история казалось редкой, исключением из правила, то сегодня никого не удивишь.Подумаешь,замужняя женщина влюблена в молодого учителя своего сына!
(Знакомо? Неужели «Красное и чёрное» Стендаля, но без политики?)
Ей 29 (во всяком случае, по сюжету пьесы), мужу Аркадию 36. (В фильме Александру Балуеву много, много больше). И что он может ей предложить? Он прячется за своим хобби, инженерными гаджетами – вот новая сеялка, веялка.
Скучно. Наталья Петровна наблюдает за передвижениями по своему поместью Алексея Беляева, учителя русского языка, нанятого для сына и, забыв всё, она готова броситься вместе с ним в траву, в поля, в леса. Сколько недель она пребывает в таком безумном состоянии, можно только предполагать. Пьеса называется «Месяц в деревне», а это значит, любовь налетела ураганом и вертит её чувствами недели две-три. В таком состоянии её и находит Ракитин, друг семьи.
И надо сказать ему спасибо, что он есть. По крайней мере, его замечательный совет принял во внимание хотя бы один участник любовного четырёхугольника.
Верочка (Анна Леванова), 17-летняя воспитанница Натальи Петровны, которую она взяла в дом после смерти подруги, тоже влюблена в Беляева. Верочка чиста, наивна и это её первая любовь.
И это естественно – он всего-то на несколько лет её старше, а другие мужчины, появляющиеся в доме, кажутся ей стариками.
Пересказывать сюжет нет смысла. Вся история на экране это оголённые чувства четырёх влюблённых людей, очень несчастных. Меньше всего оголённости и достоверности в студенте Беляеве (Никита Волков). Актёр настолько подавлен авторитетом партнёров, что постоянно держит глаза долу.
И особенно это заметно в сценах с Ракитиным. То ли Волков боится, что перед ним возникнет Вольдеморт, то ли мысленно выставляет совместное с британским актёром фото в инстаграм, придумывая текст. Этот актёр самый большой мискаст фильма, на мой взгляд. Вот не поверила я, что Наталья Петровна смогла увлечься таким бесстрастным парнем!
И в противовес — как же тонок в передаче чувств Рэйф Файнс! Его Ракитин застрял в неприятной ситуации, и это положение ему отвратительно. Он – честный человек, умница, романтик, он всё осознаёт, но не в силах противостоять любовному бедствию — любить и желать жену лучшего друга! И это отлично осознавал Тургенев, также влюблённый в замужнюю женщину. Вся история словно взята из его кровоточащего сердца. Вот таким играет Ракитина Файнс. Эти его огромные глаза, в которых читаешь всё – и нежность, и упрёк, и надежду, и разочарование, и боль. И он такой русский, такой свой, знакомый по нашей замечательной классике! И как хорошо он чувствует себя в русском дворянском поместье, ровно так же, как в английском родовом гнезде. Он прекрасно обжился в семье Аркадия и Натальи Петровны, его принимают за своего в этом доме. Наталья Петровна ведёт с ним доверительные разговоры, он единственный, кто может развеять её скуку. Он – друг. Безобидный. Да неужели все так слепы, что не видят, что творится с хозяйкой дома? То-то и оно, что видят опасность там, где её нет. Им и в голову не могло прийти, что Наталья Петровна увлеклась мальчиком.
Как любопытно ситуацию разрешил Ракитин, и это говорит о его благородстве и надежде найти нечто схожее в сопернике. Он объясняет счастливому от любви студенту, чем является любовь на самом деле. В какое рабство она приводит, и как нежные ручки раздирают сердце на кусочки. Всё это я почувствовала в игре Файнса, эту бездонную горечь его Ракитина.
Мне очень понравился финал картины с фейерверком. Прощание. В этом столько смысла. И взгляд Натальи Петровны в сторону своего мужа. Смирилась.
О других актёрах. Сначала мне Верочка показалась фальшиво-наигранной. К концу картины она разыгралась. Несколько сцен просто на высоте, не вызвали сомнений в логике её поступков. А сцена прощания, когда Верочка провожает взглядом уходящего студента, могут выбить слезу. Она прощается не только с первой любовью, но и надеждой на счастье.
Хороши актёры второго плана, гувернёр (Бернд Мосс) и гувернантка (Сильви Тестю), доктор (Сергей Юшкевич) и жених для Верочки Большинцов (Василий Мищенко), мать Аркадия (Лариса Малеванная).
«Две женщины» — очень красивый фильм. В нём есть все клише ушедшей эпохи 19 века. И это не в упрёк будет сказано! В голову приходят полотна русских живописцев – гроза, колоритные крестьяне, пшеница, стога сена, молотьба, варка варенья, яблоки, чаепитие, анфилады комнат, берёзки.
Хороша музыка, главное, не лезет под корку, не диктует образы. Изумительные костюмы, которые актёры носят с лёгкостью, органично. В этом фильме столько деталей, так приятно за этим наблюдать. Вот учительница французского красит пёрышко на шляпку. Проследите, как оно себя поведёт в дождь. Ну, не прелесть ли этот эпизод!
Я испытала чувство благодарности к режиссёру Вере Глаголевой за такое трепетное отношение к Тургеневу. За Рэйфа Файнса отдельный респект.
Я останусь при своём мнении. Категорически не понравился фильм, точнее весь актерский состав вместе с Файнсом. Мне очень нравится его Онегин, но тут он просто приглашенная звезда и это прямо в глаза бросается. Ему тут играть нечего, он бродит из угла в угол с одинаковым выражением лица и все время стеснительно улыбается, как будто извиняется за участие в этом мероприятии.
В чувства Натальи Петровны не сложно поверить, не верю только что все эти люди из 19 века и из Тургеневской истории.
Но снято действительно красиво.
Точно, «как будто извиняется за участие в этом мероприятии». А как бы повёл себя благородный человек в такой ситуации? Ездит в дом к другу, любит его жену. Он, как вор. Совершенно объяснимые терзания. Это и написано на лице. Всё понимает, ничего не может сделать.
Для меня этот фильм стал первым, где я увидела Рейфа Файнса. И я увидела и запомнила на всю жизнь его бездонной глубины глаза, в которых целая гамма чувств. Не обязательны слова, глаза обо всем говорят, нужно просто суметь это прочитать. Внутренний аристократизм и безответная любовь, которую он переживает, все эмоции скрыты внутри. Весь фильм сделан до мельчайших деталей с необыкновенной любовью. Снимался в имении М.И.Глинки в Новоспасском, кругом предметы той эпохи. Зонтики даже взяты напрокат у музея. А что значит люди не из той эпохи? Говорят не так, одеты не так? Мешают стереотипы о тургеневской барышне? Персонаж Ракитина — это сам Тургенев, который переживал те же чувства к Полине Виардо всю жизнь. И эти переживания, страдания, чувства прекрасно передал Файнс. Фильм дышит воздухом, светом, и прекрасная музыка Сергея Баневича дополняет и обогащает его.
Спасибо за Ваш отзыв. Многое из сказанного созвучно моим впечатлениям. Как мне радостно, что Ваше знакомство с Файнсом началось именно с «Двух женщин», а не с «Паука» или «Списка Шиндлера», например. Его выбор на роль Ракитина, на мой взгляд, огромная победа режиссёра. И отдельное спасибо за упоминание композитора. Сергей Баневич. Я упустила. А ведь очень люблю его музыку и особенно к сериалу «Никколо Паганини».
И да, как Вы правы, что фильм «дышит музыкой и светом». Нет ощущения печали и безысходности, как часто эта пьеса трактуется на подмостках. Природа словно одерживает верх — прошёл проливной дождь, смыл всё горестное и снова солнце. И так хорошо.