Дуэль\ Duel (1971) – реж. Стивен Спилберг

Это малоизвестный фильм Стивена Спилберга, самый первый, но в нём уже заявлена основная тема последующих картин – противостояние и преследование, что особенно остро чувствуется в «Челюстях», «Близких контактах третьей степени» и «Парке юрского периода». В «Дуэли» идёт противостояние человека и грузовика. Вроде бы за рулём мощной автоцистерны сидит тоже человек, но мы его никогда не увидим, он безлик, он воплощён в огромном, страшном, чудовищном грузовике-танкере. Это самый настоящий дорожный триллер, и он держит в постоянном напряжении, словно играешь в видеоигру ГТА, но выступаешь при этом в роли жертвы, а не крутого водилы, и надо применить все свои мозги, чтобы извернуться и поменяться местами.

Дэвид Манн (Деннис Уивер) – торговец, отправившийся на встречу с важным клиентом в небольшом автомобильчике Plymouth Valiant. Дорога лежит через Калифорнийскую пустыню. На безлюдной трассе Дэвид прибавляет газу, чтобы быстрее добраться до цели, но перед ним медленно движется старый задрипанный грузовик, от которого вылетают клубы чёрной копоти в разные стороны. Дэвид обгоняет грузовик, но тот внезапно тоже прибавляет газу и обгоняет красный автомобиль. Затем сбавляет газ, не давая Дэвиду обогнать, казалось бы, неповоротливую и малоподвижную махину.


Так безликий шофёр грузового чудовища навязывает свою игру (ГТА!) владельцу обычной среднестатистической машины. Едва добравшись до первой остановки, где есть телефон, Дэвид звонит жене, но у неё свои претензии к мужу. Его страхи кажутся ей надуманными. Дэвид возвращается на проклятую дорогу, а грузовик предложил другую игру – увязавшись сзади, он включил такую скорость, что Дэвид вынужден был включиться в гонку, чтобы не получать удары о бампер, постоянно наседающего Питербилта. Во время небольшой передышки в придорожном кафе, где также остановился и грузовик, Дэвид судорожно пытается вычислить, кто же сядет за руль страшной машины. Кто бы это ни был, понятно одно, его выбрали в жертвы, и от него не отстанут, пока он жив. Маленький, простой человек, которым манипулирует босс и которого строит жена, вдруг впервые в жизни осознаёт, что ему брошен злой вызов вселенского масштаба. А значит, ставки сделаны, надо идти до конца.

Спилберг выстроил картину в стиле классического саспенса уровня Хичкока – напряжение идёт по нарастающей: начинаясь как обычный роуд-муви, фильм перерастает в полный кошмар: неотвратимость смерти, нет надежды на помощь, нет спасения. В угол загнан не герой уровня Стивена Сигала, Чарльза Бронсона или Сильвестра Сталлоне. Даже не зная прошлого Дэвида, мы понимаем, кто он, человек за рулём красного автомобиля – интеллигент в очках, лёгкая цель для безумного хозяина автоцистерны на колёсах.

Тем более восхищает скоростная эволюция Дэвида: страх, беспочвенные надежды, что кто-то придёт и вызволит его из фантастического безумства и, наконец, отчаяние, переросшего в бунт против самого себя прежнего, забитого и униженного всеми, кому не лень. Этот бунт, эта железная решимость человека, которому совсем нечего терять, вызывает дикий восторг. По окончании дорожной битвы задаёшься вопросом: Неужели после такого чистилища Дэвид позволит по-прежнему сидеть у себя на шее и мотать ножками? Или, всё-таки, мы стали свидетелями рождения нового человека, мужчины, героя, способного противостоять любым угрозам?

7 комментариев to Дуэль\ Duel (1971) – реж. Стивен Спилберг

  1. Evgenia:

    Wow! Конечно, как всегда, Вам есть чем нас порадовать, Наташа! никогда не слышала об этом фильме, как раз в тему. Надоело пешком ходить по Австралии, покупаю первый автомобиль. Значит, Valiant не советуете? :D

    • georgina:

      Женя, Valiant хорош, как и Жигули, если водитель в теме))) А уж на Ваших дорогах есть, чем похвастать))) Могу пожелать Вам только одного — веры в себя. Дорога слабаков не любит, выдавливает на обочину. Это я говорю в свете фильма, конечно же — сама не вожу. Удачной Вам покупки.

      • Evgenia:

        Можете мне не поверить, но и в Сиднее можно увидеть Valiant, а в Южной Австралии как-то попалась Волга 80-х годов, наверное, по воде доставляли. Спасибо, фильм хочется посмотреть.

        • georgina:

          Люди сентиментальны. Для кого-то Волга осталась последней связкой с Советским прошлым. Смешно, но для меня Австралия это прежде всего мир Колин МакКалоу — Поющие в терновнике и особенно Тим. Вот вчера посмотрела передачу об инвазивных видах и пришла в ужас от тростниковой жабы, которую вы все ловите. Вы ловите?

        • georgina:

          Женя, какая я, всё-таки, невнимательная. Посмотрела в словаре, что значит Valiant — храбрый, отважный, смельчак. Уже в самом названии заложен символизм.

  2. Мулан:

    Мощный фильм, где видны фирменные приемы Спилберга. Похоже, что он их растерял с возрастом?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *