Письмо Омера Мозаффара к своему соотечественнику, режиссёру М. Найт Шьямалану, взято с сайта rogerebert.com:
Надеюсь, что моё письмо найдёт вас в полном здравии физически и духовно. Я собрался написать вам не только потому, что люблю ваши фильмы, но также по причине, что мы с вами принадлежим к одному поколению Дези (выходцы из стран Индии и Пакистана). Мы приехали сюда с нашими родителями вместе с первой большой волной эмигрантов почти сорок лет назад, и мы оба сейчас ребята среднего возраста из большого города и переживаем новую фазу в нашей жизни. Я уверен, что многие ваши детские впечатления схожи с моими. В некотором роде мы ровесники. Тот факт, что я пишу вам это письмо, говорит о том, что меня занимает, как развивается ваше творчество.
Во-первых, хочу верить, что я понимаю ваши фильмы. На глубоком уровне. Я понимаю подтексты. Я инструктор теологии и изучаю кино. Вы — режиссёр, которого интересуют вопросы, связанные с религией. Вы любите исследовать эти основополагающие вопросы человеческого существования, так же как и я. В «Шестом чувстве» вы исследуете смерть, потери, выживаемость (в мире, не ограниченном материальной жизнью, а лишь ограничением выбора). В «Неуязвимом» книжки с комиксами это своеобразные останки откровений Священного Писания, толкующие битвы спасителей и противников бога.
В «Знаках» вы говорите о чудесах и цели, всё это имеет смысл. Несмотря на отчаяние в мире всё-таки, есть место для надежды.
В «Таинственном лесе» вы рассказываете о страхах, которые заставляют создавать искусственные границы с целью навязать порядок, сплотив всех воедино.
В «Девушке из воды» есть два основных пункта религии. С одной стороны это предсказание и интуиция. С другой стороны, проявление желания каждого человека в независящей от него реальности.
В «Явлении» кармические последствия нашей небрежности, халатности.
В «Повелителе стихии», наиболее мифологическом фильме, есть всё вышеперечисленное, плюс тема высокомерия и его разрушающие последствия. Религии проповедуют: баланс, гармония, счастье происходят от бескорыстия и смирения. Соответственно, дисбаланс, разрушение, страдания идут от эгоизма и гордыни.
Но ваши фильмы не сводятся только и главным образом к интеллектуально-мифологическим поискам. Одно то, что вы постоянно поднимаете такие темы в большом кино, уже является подвигом. Есть и ещё одна сторона в ваших картинах, очень личная. Большинство ваших фильмов сосредоточено на персонажах, отдалившихся друг от друга по разным причинам. Они жаждут воссоединения. Идея отчуждения пронизывает ваши работы, показывая людей, потерявших связь друг с другом, сообщества замкнулись в себе, человек ушёл от природы.
Ваши герои либо ждут одобрения своих матерей («Шестое чувство»), либо своих отцов («Повелитель стихий»), либо своих старших братьев («Знаки»). Вы в своих фильмах показываете невинных детей и молодых людей с особой проницательностью, которые несут непосильную ношу ответственности на своих юных плечах.
И вы сами несёте свой собственный груз на своих плечах. Ваш самый успешный фильм «Шестое чувство» считается лучшим в своём жанре фильмом Америки. Этот фильм установил для вас планку, по которой оцениваются все ваши дальнейшие работы, если конечно вы не создадите что-то ещё выше и не преодолеете свой собственный рекорд. Пока это не произойдёт, вы так и останетесь в тени вашего прошлого достижения. Вам нужен «Апокалипсис сегодня», чтобы подняться над вашим «Крёстным отцом», иначе все ваши «Звёздные войны» так и останутся для зрителей «Говардом-уткой». Я подозреваю, что вы умеете воспринимать критику и всё-таки продолжать делать фильмы, отвечающие вашей душе. Одобряю ваш выбор.
Но моя забота о другом. Я полностью соглашаюсь с кинокритиками в том, что «Шестое чувство» ваш самый сильный фильм. Главная проблема со всеми последующими фильмами — постоянное снижение эмоциональной составляющей, уходит глубина. Подтексты вступают в спор с текстом, мифология не информирует, а формирует сюжет. Возможно «Повелитель стихии» не самый яркий пример, потому что это экранизация, но проблему иллюстрирует. Я увидел удивительные образы, но эмоционально они не трогали меня, в то время как на интеллектуальном уровне вовлекали в процесс активно. Гигантские батальные сцены в фильме впечатляют, но преобладает единственное ощущение масштабности происходящего и никакого желания болеть за победителя. Нет эмоционального контакта.
В «Шестом чувстве» всё наоборот, все герои и переднего и заднего плана взывают к сочувствию, даже если персонаж промелькнул на экране не задерживаясь. Что там по сюжету…Ребёнок способен видеть потусторонний мир. Его воспитывает мать-одиночка, замотанная жизнью. У сына проблемы в общении со сверстниками, они издеваются над ним, мучают его. И как удивительна сцена в машине, где мать, взрослый по сути человек, ждёт одобрения своего маленького сына. И герой Брюса Виллиса тоскует о своей жене, которая постепенно отдаляется от него, погружаясь в свои интересы. И есть другой персонаж, вдова, мечтающая воссоединиться с умершим мужем. Все персонажи с понятными желаниями и нуждами.
Осмелюсь заявить, что главной причиной того, что ваши фильмы перестали трогать за душу, сокращение количества ярких центральных героев. В «Неуязвимом» их четверо, всего. В «Знаках» по существу три (дети дополняют друг друга). В «Девушке из воды» всё сосредоточено на одном персонаже, также и в «Таинственном лесе», слегка приправленном плоскими массовками. Это ваш художественный выбор, никто и не спорит, если бы не ваша заявка на то, что вы вполне способны плавать в глубоких водах, а в последнее время барахтаетесь в мелких бассейнах.
Другой основной проблемой я считаю, что женщины в ваших фильмах потеряли свою собственную биографию и эмоциональный объём. Например, в «Знаках» главная женщина умерла в начале фильма. А женщины в последующих ваших фильмах едва ли женщины вообще. Я хочу сказать, что такое уничтожение женского начала, вполне типичном для Голливудской продукции, сказывается в конечном счёте и на герое мужчине.
Последний момент, о котором хочется сказать, это эстетика. Музыка. Опять же это ваш выбор. Но и в «Шестом чувстве», и «Неуязвимом», и в «Знаках» музыка незаметна, ненавязчива. Есть яркие музыкальные куски, которые очень украсили эти фильмы. Я, например, очень люблю сцену на вокзале в «Неуязвимом» с музыкальной точки зрения. Обожаю страшные моменты, от которых мороз подирает по коже в «Знаках». Однако саундтрек в последних фильмах (особенно в «Повелителе стихии») навязчиво инструктирует меня, что я должен чувствовать и как реагировать. Если бы я даже смотрел «Повелителя» на чёрном экране, слушая лишь звуковое сопровождение, моя реакция осталась бы точно такой же. Музыка навязана извне, она ничего не будит в сердце.
Есть такая сцена в «Знаках», когда Мел Гибсон с семьёй сидят в пиццерии и вдруг, увидев вас на улице, смотрят на вас в полной тишине. Каждому приезжему из другой страны знаком это взгляд и тишина сопровождающая его. И пусть эта сцена получает совсем другое объяснение в дальнейшем, я хочу пожелать вам только успехов. В конце концов, ваш успех это отчасти и мой успех тоже.
P.S. В «Знаках» режиссёр Шьямалан играет эпизодическую роль.