Дочки-матери (1974) – реж. Сергей Герасимов

Так странно изменилось моё отношение к режиссёру Сергею Герасимову с течением времени – я радикально поменяла своё отношение к его картинам. Когда-то они казались мне скучными, но сейчас они словно срез той ушедшей  эпохи под названием СССР и теперь мне всё интересно в его картинах – от человеческих отношений до интерьеров жилищ. И «Журналист», и «У озера», и «Красное и чёрное», и «В начале славных дел» —  все картины пересматриваю время от времени и восхищаюсь. Но фильм «Дочки-матери» один из моих любимых у Герасимова. Он очень личный для тех, у кого в жизни случилась такая же драма, как у Оли Васильевой, главной героини.

Она живёт в Свердловске (Екатеринбург) и учится в училище. Ей около 18, она комсомолка, активистка, участница всех массовых политических мероприятий. Она шефствует над детским садом. Её жизнь отлажена, как часы. У неё много друзей, она всегда центр притяжения в силу своих личных качеств, доброты, прямоты и дружелюбия. И комната, где она живёт, чистая, уютная, такая же открытая, как её хозяйка. Всё, кажется, предопределено в её жизни – такой девушке предназначена высокая карьера. Но её тяготит одно – где-то живёт мать, которая её бросила. Не оставила, не покинула, а именно бросила. Такое горькое слово «бросила», и оно не камуфлирует, не приукрашивает поступок матери, а наоборот, обнажает его, делает неприглядным и мерзким. Из письма, приобщённого к личному делу, девушка узнаёт, что её мать, Елена Алексеевна Васильева, проживает в Москве, и Ольга, купив фирменный уральский пряник, отправляется в столицу.

Она приходит по указанному адресу и сразу попадает в курьёзную ситуацию – Елена Алексеевна, мать двух взрослых дочерей и жена профессора, конечно же, никак не могла быть её матерью.

Но женщина принимает Ольгу со всем радушием, приглашая её погостить в Москве, пока не выяснятся дальнейшие обстоятельства. Ольга получает шанс пожить в самой настоящей семье со всеми её достоинствами и недостатками. И это не то, к чему она привыкла в детдоме, где все отношения вывернуты на общественное обсуждение, где нет личной жизни и некуда спрятаться. Семья, где волею случая очутилась Оля, буквально завораживает её. Она сразу же полюбила Елену Алексеевну (изумительная Тамара Макарова), тонкую, деликатную, спокойную, истинную интеллигентку, которая безропотно и с достоинством несёт всю семейную конструкцию на себе. Муж (Иннокентий Смоктуновский), капризный эгоцентрик, постоянно нуждается в моральной поддержке, сидит в своём кабинете, предаваясь рефлексиям и самоедству.

 

Дочери, Галина (Лариса Удовиченко) и Аня (Светлана Смехнова), избалованные московские штучки. Ольга для них динозавр из Парка юрского периода, такой же экзотический экземпляр. Она не просто вошла в их жизнь, а буквально ворвалась в их болото, подёрнутое ряской, растревожила, растрясла до самого основания. И если не изменила их, то, по крайней мере, дала им пищу для размышления.

Ольге непонятно, почему нельзя открыто сказать Вадиму Антоновичу, что он эгоист. Почему надо скрывать, что парень, в которого влюблена Аня, заигрывает с другой.

Она в недоумении от того, что идёт какая-то странная игра, спектакль, в котором ей отведена роль статиста, роль для неё отвратительная. Ведь она всегда на первом фланге под красным знаменем на фоне Ильича. Там, в её жизни, всё ясно. Здесь, в московской квартире, всё запутанно и как-то надрывно.

Лишь приезд Петра Никаноровича, друга семьи, заскочившего в гости на часок, даёт всем эмоциональную передышку от напористости Ольги. Да и сама Ольга получает редкую возможность прикоснуться к яркому и талантливому человеку. Этого гостя играет сам режиссёр, Сергей Аполлинариевич Герасимов.

Его персонаж прост в обращении, он находит нужные слова для всех, не упускает никого, всех обласкало его присутствие. Ольга с тоской и восхищением произносит: «Какой простой человек!», что вызывает бурю у всех сразу: «Простой? Ну, нет!» Ольга в который раз не разобралась в людях.

Она возвращается в свой Свердловск, узнав много и ничего. Каникулы ещё не закончились, не вернулась в общежитие подруга, и Оля остаётся одна со своими раздумьями. Почему всё так стало сложно, если совсем недавно казалось простым и понятным?

Но московские уроки не прошли даром. В детском саду коллектив воспитателей, нянечек и поварих ждёт её отчёта о поездке. Оля смотрит на их, полные ожидания лица, и начинает свой фантастический рассказ. Им не нужна история с матерью-алкоголичкой, отказавшейся от неё в роддоме. Они хотят шоу, и Оля это почувствовала. Лишь самой близкой подруге она рассказывает правду. И на её вопрос, поедет ли она к такой матери, готов стремительный ответ. Девушка с печатным свердловским пряником снова отправляется в путь. И кто кому больше нужен в этой печальной ситуации, покажет время.

Нельзя не сказать отдельно об игре актрисы Любы Полехиной в роли Ольги. Это она центр притяжения всей истории. Она заставляет нас мучиться вместе со своей героиней, попадая из огня да в полымя каждую минуту. У актрисы редчайшая органика и чутьё на верные жесты и эмоции. Ничего лишнего. Её Ольга — это тот прямой путь, что выбрала партия для своего народа — к коммунизму. «Верной дорогой идёте, товарищи!» И так жалко, что дорога эта из прямой и широкой превратилась в окольную, извилистую, и ведёт она в какие-то неизведанные дебри.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *