Дневник горничной \ The Diary of A Chambermaid (1964) – режиссёр Луис Бунюэль

Очень люблю фильм «Дневник горничной» Луиса Бунюэля. Его завораживающий ритм, роскошная чёрно-белая фотография, колоритные персонажи и даже отсутствие музыки — всё это  делает фильм «Дневник горничной» совершенно уникальным, он ничуть не стареет, он словно становится хроникой начала 20-го века.

Великий кинематограф Бунюэля  воплотился в  незамысловатой истории горничной, приехавшей из блестящего Парижа в глухую провинцию. Предупреждаю о сплошных спойлерах.

Селестина,  героиня Жанны Моро. Ей больше тридцати, она красива, самоуверенна, повидала жизнь — её работа горничной даёт отличную пищу для размышлений. Мы практически ничего не знаем о её прошлом.  Помогая разбирать  её багаж, одна из служанок, Марианна, с придыханием в голосе читает надписи на фотографиях, которые подписаны для Селестины. Фотография сама по себе была в то время дорогим удовольствием и показывала уровень благосостояния своего владельца.

Таким же знаком принадлежности к высшему обществу служили духи, которые Селестина с удовольствием  разбрызгивала на свои платки и платье, чем неприятно поразила хозяйку и та тут же запретила ей пользоваться духами на работе. Но Селестина  себе на уме. Она как та кошка, которая гуляет сама по себе. Ещё не родились те господа, чтобы указывать ей , что делать.

В доме нового хозяина всё очень запутанно, однако,  опытной горничной хватило пару дней разобраться в отношениях семьи Монтель. Старый Монтель (Мишель Пикколи)  человек добрый, мягкий, вежливый, но с причудами. Так как он нанял на работу парижанку, то  именно его причуды надлежало исполнять Селестине, что для неё не составило особого труда. Время от времени она читала ему  любовные книжки, переодевалась в  старую пару женской обуви, которые он трепетно хранил в  своём шкафу, сделав из них сексуальный фетиш.

Селестина надевала обувь, медленно прохаживалась перед стариком, слегка задрав юбку, потом он гладил ей ноги, а после сам снимал сапожки и относил в шкаф. Скучно. Селестина зевает, сидя в кресле, но ублажать старика это часть её работы. Совершенно ясно, что она привыкла оказывать любого рода услуги.

Дочь старика, мадам Монтель, мегера, она считает каждый кусок сахара и вникает в каждую мелочь.

Её интимная жизнь с мужем не ладится, он постоянно брюхатит женщин, находящихся на территории поместья и чтобы загладить скандал, его жена платит немалые деньги. Не мудрено, что приходится экономить на сахаре и вине!  Селестина давно могла бы оказаться в его постели, но, зная, что  он выпрашивает каждый франк у своей жены, связь с ним кажется ей лишённой всякого смысла. Следующий человек, который попадает в зону её внимания — это Жозеф (Жорж Жере). Молчаливый, неотёсанный мужлан.

Он отвечает практически за всё на территории поместья: урожай винограда, вино, слесарные и столярные работы, он  не просто скрутит голову гусю, а медленно спустит ему кровь, заставляя бедную птицу орать «нечеловеческим» голосом. Именно Жозеф говорит Селестине, что понял её душу, знает её как самого себя, и что они внутренне очень похожи. У Жозефа есть два дела его жизни — мечта открыть кафе в городе и его политические убеждения — он ненавидит  в равной степени евреев, коммунистов  и  иностранцев, считая их источником всех бед во Франции. Его девиз «Франция для французов и Покончим со всеми иностранцами» до сих пор остаётся невыполнимой мечтой французских националистов.  Думаю, им надо время от времени просматривать фильм Бунюэля и вздыхать «Вот когда ещё можно было что-то сделать!»

Селестина кажется нам бессердечной, меркантильной женщиной, которая всегда готова пустить в ход свои прелести. Но её отношение к  Клэр, девочке-сироте , лишено всякой корысти. Она любит ребёнка по-матерински. Девочка живёт у своей тётки, которой совсем не до ребёнка.  Клэр бродит по лесу совершенной дикаркой, собирает ягоды и огромных улиток (французы их едят!). Она часто заходит в поместье  поесть, а иногда и остаться ночевать.

История рассказывается неспешно,  и даже смерть не ускоряет повествование. Сначала умирает старик Монтель — засыпает во сне, обняв дорогие сердцу женские ботинки. В этот же день потерялась Клэр. Селестина, не дожидаясь, когда её уволит хозяйка, собрала вещи, попрощалась и ушла на перрон ждать поезда.  Здесь же она узнала страшную новость  о том, что  обезображенный труп девочки найден, что она была зверски изнасилована. Селестина, погружённая в раздумья, возвращается в дом. С этой минуты Жозеф становится для неё пристальным объектом наблюдения. Только он находится под её подозрением. Она ничуть его не боится. Он правильно когда-то сказал, что они похожи. Для того, чтобы выманить его на откровения, она готова притвориться влюблённой, забраться к нему в постель, подчиниться, стать  рабыней.

Удивительная Жанна Моро передаёт все оттенки характера своей героини, характера богатого, с многочисленными гранями. Порой непонятно, чего больше в Селестине, доброго или жестокого. Режиссёр  так и не развеет наши сомнения относительно Селестины.

В последних кадрах фильма «Дневник горничной» она уже в другой постели,  и другой человек пляшет под её дудку. Возможно, это и есть её  рецепт счастья. Но сможет ли её мятежная душа успокоиться в тихом болоте благополучия…

Посмотреть фильм Дневник горничной онлайн:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *