Очень люблю фильм «Дневник горничной» Луиса Бунюэля. Его завораживающий ритм, роскошная чёрно-белая фотография, колоритные персонажи и даже отсутствие музыки — всё это делает фильм «Дневник горничной» совершенно уникальным, он ничуть не стареет, он словно становится хроникой начала 20-го века.
Великий кинематограф Бунюэля воплотился в незамысловатой истории горничной, приехавшей из блестящего Парижа в глухую провинцию. Предупреждаю о сплошных спойлерах.
Селестина, героиня Жанны Моро. Ей больше тридцати, она красива, самоуверенна, повидала жизнь — её работа горничной даёт отличную пищу для размышлений. Мы практически ничего не знаем о её прошлом. Помогая разбирать её багаж, одна из служанок, Марианна, с придыханием в голосе читает надписи на фотографиях, которые подписаны для Селестины. Фотография сама по себе была в то время дорогим удовольствием и показывала уровень благосостояния своего владельца.
Таким же знаком принадлежности к высшему обществу служили духи, которые Селестина с удовольствием разбрызгивала на свои платки и платье, чем неприятно поразила хозяйку и та тут же запретила ей пользоваться духами на работе. Но Селестина себе на уме. Она как та кошка, которая гуляет сама по себе. Ещё не родились те господа, чтобы указывать ей , что делать.
В доме нового хозяина всё очень запутанно, однако, опытной горничной хватило пару дней разобраться в отношениях семьи Монтель. Старый Монтель (Мишель Пикколи) человек добрый, мягкий, вежливый, но с причудами. Так как он нанял на работу парижанку, то именно его причуды надлежало исполнять Селестине, что для неё не составило особого труда. Время от времени она читала ему любовные книжки, переодевалась в старую пару женской обуви, которые он трепетно хранил в своём шкафу, сделав из них сексуальный фетиш.
Селестина надевала обувь, медленно прохаживалась перед стариком, слегка задрав юбку, потом он гладил ей ноги, а после сам снимал сапожки и относил в шкаф. Скучно. Селестина зевает, сидя в кресле, но ублажать старика это часть её работы. Совершенно ясно, что она привыкла оказывать любого рода услуги.
Дочь старика, мадам Монтель, мегера, она считает каждый кусок сахара и вникает в каждую мелочь.
Её интимная жизнь с мужем не ладится, он постоянно брюхатит женщин, находящихся на территории поместья и чтобы загладить скандал, его жена платит немалые деньги. Не мудрено, что приходится экономить на сахаре и вине! Селестина давно могла бы оказаться в его постели, но, зная, что он выпрашивает каждый франк у своей жены, связь с ним кажется ей лишённой всякого смысла. Следующий человек, который попадает в зону её внимания — это Жозеф (Жорж Жере). Молчаливый, неотёсанный мужлан.
Он отвечает практически за всё на территории поместья: урожай винограда, вино, слесарные и столярные работы, он не просто скрутит голову гусю, а медленно спустит ему кровь, заставляя бедную птицу орать «нечеловеческим» голосом. Именно Жозеф говорит Селестине, что понял её душу, знает её как самого себя, и что они внутренне очень похожи. У Жозефа есть два дела его жизни — мечта открыть кафе в городе и его политические убеждения — он ненавидит в равной степени евреев, коммунистов и иностранцев, считая их источником всех бед во Франции. Его девиз «Франция для французов и Покончим со всеми иностранцами» до сих пор остаётся невыполнимой мечтой французских националистов. Думаю, им надо время от времени просматривать фильм Бунюэля и вздыхать «Вот когда ещё можно было что-то сделать!»
Селестина кажется нам бессердечной, меркантильной женщиной, которая всегда готова пустить в ход свои прелести. Но её отношение к Клэр, девочке-сироте , лишено всякой корысти. Она любит ребёнка по-матерински. Девочка живёт у своей тётки, которой совсем не до ребёнка. Клэр бродит по лесу совершенной дикаркой, собирает ягоды и огромных улиток (французы их едят!). Она часто заходит в поместье поесть, а иногда и остаться ночевать.
История рассказывается неспешно, и даже смерть не ускоряет повествование. Сначала умирает старик Монтель — засыпает во сне, обняв дорогие сердцу женские ботинки. В этот же день потерялась Клэр. Селестина, не дожидаясь, когда её уволит хозяйка, собрала вещи, попрощалась и ушла на перрон ждать поезда. Здесь же она узнала страшную новость о том, что обезображенный труп девочки найден, что она была зверски изнасилована. Селестина, погружённая в раздумья, возвращается в дом. С этой минуты Жозеф становится для неё пристальным объектом наблюдения. Только он находится под её подозрением. Она ничуть его не боится. Он правильно когда-то сказал, что они похожи. Для того, чтобы выманить его на откровения, она готова притвориться влюблённой, забраться к нему в постель, подчиниться, стать рабыней.
Удивительная Жанна Моро передаёт все оттенки характера своей героини, характера богатого, с многочисленными гранями. Порой непонятно, чего больше в Селестине, доброго или жестокого. Режиссёр так и не развеет наши сомнения относительно Селестины.
В последних кадрах фильма «Дневник горничной» она уже в другой постели, и другой человек пляшет под её дудку. Возможно, это и есть её рецепт счастья. Но сможет ли её мятежная душа успокоиться в тихом болоте благополучия…