Фильм Близкие контакты третьей степени
Как хорошо, что есть такой режиссёр Стивен Спилберг и он умеет замечательно рассказывать сказки детям и взрослым. По правде говоря, только его два фильма на животрепещущую тему контактов с инопланетянами («Инопланетянин» и «Близкие контакты третьей степени), а также Знаки режиссера М. Найт Шьямалана как-то примиряют меня с космическими пришельцами на экране. Не очень прониклась этой темой, как-то очень однообразно.
Спилберг умеет привнести какую-то одухотворённость и теплоту даже в такой отдалённый и холодный объект как инопланетное существо. Но я уверена, что скорее мистер Дарси посетит моё скромное жилище, чем гуманоид с бескрайних просторов Вселенной. И всё-таки, смотрю и восхищаюсь. Восхищаюсь той невероятной правдоподобностью изображения предполагаемых контактов (близких контактов третьей степени) и умением вовлечь в свою веру. Смотрю и верю — именно так оно и произойдёт, если суждено произойти. Какой-нибудь Фома Неверующий (наподобие меня) однажды попадёт прямо в эпицентр события, станет свидетелем приземления инопланетного корабля. Увидит, как один за другим, почему-то очень медленно, существа покинут корабль и двинутся навстречу нам, протягивая свои длинные пальцы. А мы сначала отшатнёмся, а потом бегом, играючи, бросимся навстречу инопланетным товарищам.
Вот также и в фильме «Близкие контакты третьей степени» Рой Нири (Ричард Дрейфус), электрик, ничего не подозревал, когда был вызван на устранение аварии на одной из подстанций. Что-то сумасшедшее творилось в округе — в небе сверкали молнии, трещали от разрядов провода, гасло электричество от перенапряжения. В дороге он стал свидетелем пролетающих на низком бреющем полёте нескольких кораблей в форме тарелок. Не только он, но ещё с десяток людей видели необычайное зрелище. Вернувшись домой, Рой вытащил из постелей спящих детей и жену и повёз их смотреть то, что не поддавалось описанию. Естественно, ничего они не увидели. Тарелки переместились на другую территорию. А Рой за любопытство был наказан — компания уволила нерасторопного работника. Рой Нири со своими необузданными фантазиями остался в дураках. В это же время одинокая женщина Джиллиан с маленьким сыном Барри становится объектом нападения.
Некто или Нечто наваливается на дом всей своей энергией, включая все электроприборы в доме разом. Малыш всей душой стремится к тем, кто рвётся в закрытый дом. В полном отчаянии, понимая, что ей не устоять против такого напора, Джиллиан (Мелинда Диллон) выпускает сына. Секунда и его нет.
Женщина обращается в полицию, делает заявление в прессе. Становится всеобщим посмешищем. Правительство уже приняло меры: распространение фантазий о якобы прилетевших инопланетных кораблях прекратить.
Люди, которые ночью видели над собой пролетающие тарелки, вдруг стали получать своеобразные видения – не то гора, не то холм с крутыми склонами и верхушка как у вулкана. Джиллиан изображала свои видения в рисунках. А Рой, под насмешки детей и возмущение жены, видел эту гору в пене для бритья, в картофельном пюре и пытался лепить её из пластилина.
Короче, каждый вошёл в свою стадию отчаянного состояния, когда окружающие люди косятся и намекают на известное заведение. Так продолжается какое-то время, пока однажды люди не узнают о том, что произошла утечка токсичных веществ в штате Вайоминг и началась спешная эвакуация жителей. Новости показывают на фоне той самой горы, которая стала болезненным наваждением многих людей. Рой и Джиллиан тоже видят преследующий их многие дни образ. Они понимают, что только там они смогут найти ответы на свои вопросы. Они не верят ни в какие в токсичные вещества. Даже картинно разбросанные там и сям трупы животных их не убеждают, такова их вера в нечто высшее, что суждено им увидеть. А также и нам, зрителям.
Не могу не сказать об очень необычном актёре в фильме Близкие контакты третьей степени. Учёного энтузиаста играет французский режиссёр Франсуа Трюффо. Возможно, это дружеский реверанс своему коллеге по цеху, но для поклонников Трюффо такой замечательный подарок!
Любопытно и название фильма — «Близкие контакты третьей степени». Оказывается, существует особая классификация контактов с гуманоидами. Автор такой системы Аллен Хайнек, астроном и уфолог. Согласно его классификации третья степень контакта это наблюдение объекта с близкого расстояния. Сам астроном появляется в заключительной сцене фильма. Наука и искусство воссоединились. Трогательно. Если не знать, что Аллен Хайнек вскоре полностью отрёкся от своих уфологических воззрений.