Иногда я задаю себе вопрос, почему я безвылазно, вот уже несколько лет, нахожусь в плену жанра нуар. Что тянет меня к этому кино, которое большинство киноманов обходит стороной, не задерживаясь? Частенько этот жанр не может похвастать добротной историей или целостностью сюжета. Практически всегда такие фильмы относятся к классу Б, малоинтересные профессиональным критикам. Поскольку речь идет о мизерных бюджетах, им лень стараться что-то о них писать и рекламировать. Но их атмосфера, где таинственная игра света и тени буквально завораживает воображение, их персонажи без прошлого, словно черти, выскочившие из табакерки, цепляют своей скрытой жизнью.
И хочешь, не хочешь, а следуешь за этими буйными, неуравновешенными персонажами по извилистым тропинкам.
Их обездоленность и опустошенность (часто пустота) интригует, вызывает жалость. Вот с такой преамбулой я выхожу на рассказ о своих впечатлениях от шедевра в жанре нуар – «Без ума от оружия». И в нем нет тех маленьких грешков, что приписываются фильмам этого мрачного жанра. История рассказана мастерски и невозможно оторвать глаз от экрана. Главные персонажи настолько живые, так и жди, что получишь пулю в лоб.
Не менее интересен и второй план, что типично для нуара, ансамбль актёров играет слаженно, как единое целое.
Исследование безумной страсти, ведущей к предсказуемому финалу, проведено блестяще – зритель получит свой урок, и, возможно, прививку от подобного увлечения. Конечно, у меня возникла параллель с такими картинами как «Бонни и Клайд» или «Пустоши», но «Без ума от оружия», все-таки, имеет свой жирный акцент – его антигерои действительно помешаны на оружии, а не на убийстве. Их опьяняет власть, которую они получают, нацелив его на человека.
Более того, для главного персонажа из смертельного дуэта, Барта, убийство внутренне неприемлемо. О Лорри отдельный разговор – она, похоже, не против убийства. Барт с раннего детства помешан на оружии. Он сирота, его воспитывает любящая сестренка. Руби изумительно сыграна Анабель Шоу.
Особенно она хороша в трагических сценах с Бартом и его подругой Лорри, когда те явились в ее дом как последнее прибежище, скрываясь от погони.
Поразительно, как тонко и нежно сыгран Барт актером Джоном Доллом. Порой он кажется большим мальчиком, смущенным незаслуженно пристальным к нему вниманием.
Еще будучи подростком он объяснил свою страсть к оружию тем, что оно дает ему уверенность в себе. С ним он чувствует себя свободным и независимым.
Как чувствует себя Лорри, понятно из ее поступков. Это поведение животного. Не имея когтей и клыков, она пускает в ход кольт. Без всяких укоров совести, прикрываясь пустым: «Иначе они убили бы тебя».
Лорри и Барта связывает не только оружие и то, что они с ним делают. Не зря Барт сказал, что они вместе, как оружие и боеприпасы. Их связывает любовь, которая полностью зиждется на нем. Устраивая смертельные нападения на магазины, ломбарды и лавки, они буквально выплескивают свою энергию, которая для них сродни сексу. Они целуются, объясняются в любви, но жанр не позволяет опуститься до показа их отношений в постели. Зачем? Ограбления и погони это прямая аналогия. В нуаре эта сторона всегда только подразумевается. Про них хорошо сказал Пэкетт (Бэрри Крёгер) бывший партнер Лорри по бродячему цирку, назвав их животными.
Но это не совсем так, по крайней мере, относительно Барта. В этой парочке он выделяется своей человечностью. Он так и не стал зверем. И даже его последний выстрел показал, что он против убийства людей. Он еще может управлять своей страстью к оружию. Но контроль над страстью к Лорри он давно потерял.
Конечно Лорри это типичная для нуара femme fatal, хитрая, сексуальная, сильная женщина, способная любого мужчину обвести вокруг пальца. Даже любя, как ей кажется, Барта, она готова бросить его ради денег.
Уверена, что она быстро нашла бы ему замену. Фильм нетипично много показывает внутренний мир персонажей. Особенно Барта. В нем столько сомнений и боли, что не сочувствовать ему нельзя. Мне очень жалко его, он заблудшая овца, попавшая к волку в лапы. Волк это Лорри. Она вьет из него веревки, стоит ей только произнести слова любви.
В этом он безвольная тряпка, в остальном – жесткий и, набирающий опыта с каждым новым ограблением, мачо.
Лорри заманивает его красивыми сказками о совместной жизни, вот только еще одно дело, и еще одно. Их уютный домик на берегу моря так и маячит перед измученными глазами Барта. А как они будут жить там, отрезанные от остального мира преступники, чьи фото и приметы распечатаны во всех газетах? Вечные изгои. И даже деньги, которые они получают таким преступным методом, отслеживают их. Обреченность настолько очевидна мне, зрителю, но почему-то ускользает от самих Лорри и Барта.
На что они надеются, когда приходят в дом Руби, сестры Барта? Он видит своих племянников, еще вчера он с ними играл, брал на руки и обнимал. Он хочет именно такого счастья. Но разве он выбрал ту женщину? Лорри способна принести ему только горе. В том-то и беда, что никакие предостережения в таких случаях не работают, скорее, наоборот. Потенциальная жертва думает: «Нет, со мной этого не произойдет, меня никто не обманет». Однако все катится по заезженной дорожке вновь и вновь.
Пэгги Камминс сыграла свою Лорри с невероятным задором. Ей море по колено, но ум у нее, как у кролика, она живет одним днем и хочет одного – получать как можно больше удовольствий. Редко она обнаруживает теплоту и какое-то понимание ситуации. Как, например, в сцене грустного танца в Лас-Вегасе.
Ее ум становится изощренным только при вынашивании планов очередного набега.
Здесь она королева. В остальном она недальновидна. Понятие женского счастья не для нее. Она мыслит категорией сиюминутного удовольствия. А что будет дальше, это ее не касается, об этом она подумает утром. Или вообще не будет думать.
Подводя итог, скажу, что несмотря на жестокость фильм «Без ума от оружия» оставил самые яркие впечатления.
Он поразил меня своей историей, и я не перестаю думать о главных персонажах и о том уроне, что они нанесли себе и людям, идя на поводу своей страсти к оружию.