Старый Запад был кошмарным местом. Он был жестоким, грязным, голодным; рассадником болезней, особенно венерических, территорией беспробудного пьянства и был плотно унавожен преступниками всех мастей. И даже проституткам и учительницам, самым знакомым по многочисленным вестернам разновидностям женщин, жилось не сладко.
В самой первой сцене фильма «Баллада о маленькой Джо» этот мир предстает перед глазами молодой женщины при полном параде.
Выброшенная за порог родного дома за то, что осмелилась родить ребёнка вне брака, она бежала на Запад в поисках лучшей доли как тысячи других парий до неё. Её одежда и зонтик сразу подали сигнал всем ковбоям, что она не учителка строгих правил. Подвергшись надругательству и обманутая, она принимает помощь от незнакомца и не успевает глазом моргнуть, как оказывается в рабстве. Вырвавшись на свободу, она горько осознаёт, что у неё есть только один выход – стать мужчиной.
Она входит в магазин Жозефиной и, прикупив мужской одежды, с этой минуты и до конца жизни она останется мужчиной по имени Джо.
В главной роли выступает Сьюзи Эмис, и её не сразу принимаешь в новом для женщины качестве.
Она прячет лицо под краями шляпы, говорит хрипловатым голосом, бьёт по плечу мужиков, но дефицит тестостерона просто вопит. Она прекрасная актриса, и спустя какое-то время, начинает действовать её магия, и вот ты уже во власти нового образа, причём, без всякого старания со своей зрительской стороны.
Сценаристка и режиссёр Мэгги Гринвальд поступает мудро, избегая проторенных дорожек типичных вестернов – гораздо больше её волнует повседневность, быт Дикого Запада. Городок, где нашла пристанище Маленькая Джо, это мрачный паноптикум салунов и публичных домов и вонючих завсегдатаев этих заведений. Удел жён — дом и церковь. Джо покупает себе надел земли далеко за городом и выращивает овец.
Её ближайший сосед по имени Фрэнк Баджер (Бо Хопкинс), кажется, что-то подозревает, но боится признаться в этом даже себе. Из других местных, сосланный в ссылку англичанин Перси Коркорен (Иэн Маккеллен), вроде друг Джо, когда трезвый, но настоящее животное, когда напьётся. Его понимание секса сводится к тому, чтобы напиться до одури и избивать проституток.
Джо живёт исключительно закрытой жизнью, что понятно, пока однажды не становится свидетелем казни китайца Вонга (Дэвид Чун). Выкупив его, она, под уговоры своего соседа Баджера, оставляет китайца у себя в качестве повара и работника по дому. Вонгу понадобилось немного времени, чтобы узнать главный секрет Джо.
Здесь фильм подходит к главному своему предмету изучения – ролевые игры, в которые включаются женщины и представители малых народов, чтобы выжить в мире мачо и расизма.
«Баллада о маленькой Джо» явно основана на множестве такого рода историй. В сознание людей буквально втемяшилось понятие, что только мужчины могут делать «мужскую работу». Поэтому, когда женщина скачет на лошади, управляет ранчо и умеет орудовать верёвкой и кольтом, её принимают за мужика вопреки свидетельствам обратного.
В фильме даже есть намёк на то, что кое-кто её считает геем. Кое-кто это, конечно, Баджер, сосед Джозефины. Он уверен, что китаец отлично сработается с Джо, но насколько отлично, узнаем только мы, ибо фантазия Баджера в том краю и не ночевала.
Будьте особенно внимательны к финалу картины, он очень грубый и жестокий, но полностью в духе всей истории, где люди низкого происхождения жили и трудились в отчаянной скудости духа и тела и были настолько заключены в рамки своих понятий, что совсем не знали и не понимали друг друга.
Трейлер фильма Баллада о маленькой Джо
P.S. Сьюзи Эмис — жена Джеймса Камерона