Аромат зелёной папайи — изумительный, завораживающий фильм от режиссёра Тран Ан Хунга, француза вьетнамского происхождения. Невозможно устоять перед чарами и ароматами этой истории. Посмотрев один раз, начинаешь смотреть снова. Давно я не испытывала такого эстетического наслаждения. Шаг за шагом неспешно развивается сюжет фильма «Аромат зелёной папайи», медленно скользит камера, давая насладиться роскошными красками всех окружающих предметов, природы, заключённой в маленький дворик, почувствовать тропическую жару и запахи вьетнамской кухни. За всем этим пиршеством для глаз начинаешь следить с того самого момента, как десятилетняя девочка Муи входит робко в дом своей хозяйки.
Время действия 1951 год, место действия Сайгон. Не полюбить этого ребёнка просто невозможно, таким любопытством и дружелюбием светятся её глаза, так рада она услужить своим хозяевам.
Устроиться домработницей непросто, и совсем непросто попасть к хорошим людям. Хозяйка потеряла недавно дочь такого же возраста, что и Муи, и она со всей теплотой отнеслась к чужой девочке. Хозяин часто уходит из дому и живёт где-то на стороне, при этом не гнушается забраться в заветную шкатулку жены, куда она складывает заработанные за день деньги. Магазинчик находится здесь же при доме, крошечное пространство, забитое рулонами шёлка, ниток и всякой мелочью для шитья. Подобные лавочки теснятся по всему кварталу, порой не понять, где же сама улица, так тесно переплелись дома, но там ещё умудряются ходить пешеходы и ездить велосипеды.
Три хозяйских сына мало чем помогают матери. Двое ещё сами дети, а старший женат и редко приходит навестить мать. Муи постепенно знакомится со всеми обычаями, заведёнными в доме. Она незаметна, молчалива, работает не покладая рук. В доме есть только один негодник, отравляющий ей жизнь — самый младший сын хозяйки. Ему всего-то 7 лет, но у него барские замашки, он избрал девочку объектом своих преследований.
Он неистощим на выдумки, лишь бы ей напакостить: сбросить бельё, которое она постирала, вылить воду на пол, чтобы она вытирала, помочиться в старинную вазу, которую она собирается мыть или напустить на неё сзади ящериц. Девочки ни разу никому не пожаловалась. К старшему сыну хозяйки приходит гость, для которого она готова принарядиться. Молодой человек по имени Куэн завладел сердцем девочки. Надо видеть, как светится её лицо, когда она приносит поднос с едой. Усталым ребёнком засыпает над тазом с водой Муи и просыпается молодой девушкой.
Десять лет миновало. Успел вернуться и умереть хозяин. Выросли сыновья хозяйки, да и сама она порядком состарилась. Дела идут неважно, и семья решает расстаться со своей служанкой. Она теперь пойдёт в услужение к тому самому Куэну, на которого без трепета не могла смотреть маленькая Муи. Со слезами расстаётся она со своей хозяйкой, которая была ей как мать родная и получает от неё в подарок шёлковую терракотового цвета тунику, ожерелье и туфельки. Всё это хозяйка приготовила для своей дочери, но вручила Муи, потому что девушка скрасила её жизнь и была всё это время как дочь.
Девушка приходит к новому хозяину. Куэн- композитор, образованный человек. Он богат, помолвлен с девушкой своего круга. Когда видишь, как неслышно присутствует в его жизни Муи, создавая ему комфорт, в котором легко творить музыку, как легко и тепло им вместе, понимаешь, что детская любовь может преодолеть любые препятствия.
Trailer фильма «Аромат зелёной папайи»
Хочу отметить, что Муи сыграла жена режиссёра Тран Нуйен Кхе. И это тоже объяснимо, камера фиксирует самые прекрасные ракурсы актрисы.
В моём багаже так мало фильмов, где рассказывается о вьетнамцах. На ум сразу приходит «Охотник на оленей» Майкла Чимино и «Индокитай» Режи Варнье. И я так рада, что фильм «Аромат зелёной папайи» показал вьетнамцев с незнакомой для меня стороны — тонкими эстетами в чувствах.