Анатомия любви \ Anatomia milosci (1972) – реж. Роман Залуский

 

 

Это хороший польский фильм о любви. Ему почти сорок лет, но он по-прежнему смотрится с интересом. Когда-то он был прорывом – ещё бы, столько постельных сцен с неотразимо привлекательной Барбарой Брыльской. Эти сцены абсолютно к месту, ведь фильм буквально препарирует тему любви, даёт всю анатомию отношений Евы и Адама. Мы слышим даже их внутренние голоса, полные сомнений и вопросов. Гармоничная история со сменой ролевых игр. Самое любопытное в этой картине, что зрителю даётся редкая возможность оказаться в шкуре и Адама, и Евы и попробовать стать оппонентом и мужчины, и женщины.

 

Где, в каком месте всё не заладилось у этих красивых, интеллигентных, творческих личностей, словно созданных друг для друга? Недаром несколько раз они встречаются случайно в огромной толпе шумного Вроцлава. Словно бы сама природа толкает их друг к другу. А первая встреча на вернисаже? Оба попали туда случайно.

Она пришла на выставку, чтобы как-то отвлечься от недавнего печального события, смерти мужа. Из её внутреннего монолога мы знаем, как она восприняла его смерть. Да жалко. Но и жалко семи лет, потраченных на неудачную совместную жизнь. Этот брак устроился благодаря любимой мамочке. Отвратительной тётки, которую хочется выбросить за дверь с первым её появлением в квартире Евы. Её со смаком сыграла Богдана Майда.

Она приезжает во Вроцлав, чтобы прикупить шмоток, произвести инспекцию в жизни дочери и настроить её на новый брак. Терпение Евы к матери просто поражает. Вот такого терпения не наблюдается в её отношении к Адаму (Ян Новицкий).

Как сразу ей хочется занять всё личное пространство этого мужчины! Как сразу хочется его присвоить, привязать к себе. Не берётся во внимание даже его работа. Серьёзная работа. Адам – архитектор. А Ева? Она – реставратор, художник. Казалось бы, есть чем заниматься. Но нет. Вдруг образовалось столько свободного времени, что непременно надо его навалить на своего мужчину. Видно, как Ева слоняется, перебирая в руках опостылевшие журналы и вожделенно глядя на молчащий телефон.

Вся жизнь подчинена одному: позвонит-не позвонит, придёт-не придёт. Жизнь остановилась. И непонятно, кто умер, Евин муж или она сама. Когда встречи становятся регулярными, в отношения Евы и Адама входят его и её друзья, тоже парно, и мы становимся наблюдателями перекрёстных отношений. Адам не бросил своих привычек прижиматься к любой женщине, оказавшейся рядом. Для него остаётся естественным придвинуться, обнять и поцеловать.

В Еве начинает просыпаться ревность, затмевающая все разумные доводы. Честно говоря, я также не нашла бы разумных доводов такому поведению мужчины. У Евы реакция одна – «У меня болит голова». Раз болит, два болит, три болит. Терпение Адама лопнуло. Больше он не хочет её видеть. Унижения, через которые проходит Ева, чтобы получить объяснения разрыва, ощущаются физически. Веришь – все эти люди знают не понаслышке, о чём рассказывают в «Анатомии любви».

Что-то должно случиться, что-то должно поменяться, ведь жизнь этим не заканчивается. По крайней мере, в этой истории. И она продолжается. Ева начинает встречаться с братом подруги, совсем молодым пареньком, очень романтичным, полным поэзии и восхищения Евой.

Но для неё существует лишь Адам. Адам же, пройдя через личную трагедию, снова возвращается к Еве. Начинаются новые отношения.

Часть вторая. Смена ролей. То ли Ева чему-то научилась и освоила, наконец, великий урок — дать возможность дышать партнёру, то ли она научилась притворяться (что тоже неплохо!), но теперь этого самого пространства у Адама хоть отбавляй, и ему от него плохо. Теперь он превратился в жадного собственника, не желающего поделиться со «щенком» своей партнёршей. Сцены ревности ужасны. Обвинения, оправдания. Самое мерзкое — сдача позиций и враньё.

Не знаю, как пойдёт их совместная жизнь после бракосочетания. Мало верится, что можно изменить человеческую натуру. Его — не пропустить ни одной юбки. Её — подчинить и привязать. И не поняла финал. Режиссёр оставляет открытый финал. Будет ли ребёнок. А если будет, то что он изменит в их жизни. Могу допустить, что вся сумасшедшая любовь Евы найдёт замену и сосредоточится на малыше. А каково Адаму? Снова ревновать?

И в заключение.

Все вопросы, поставленные польским режиссёром, остаются актуальными по сей день. Пока есть на свете мужчины и женщины. Пока они остаются интересны друг другу.

Песню Jestem cała w twoich rękach (Вся в твоих руках) исполняет Барбара Брыльска. Очень задушевно поёт и, как мне кажется, не нуждается в дубляже Аллы Пугачёвой в  картине «Ирония судьбы» тремя годами позже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *