Мне кажется, эта статья британского журналиста Макса Гастингса как отклик на недавнюю премьеру американского блокбастера «Линкольн» вызовет очень стойкие ассоциации с плачевным положением патриотического кино в России.
Мы много раз говорили о том, что наши кинодеятели понимают патриотизм своеобразно – чем больше грязи бросить на нашу историю, тем лучше. Что поразительно, такое же отношение к своей истории и в Британском королевстве. Оказывается, у них тоже наболело.
Думаю, нам будет что обсудить в комментариях к статье.
Для меня самым потрясающим событием в кино в последние месяцы, да что там, годы, стал Дэниел Дэй-Льюис в образе американского президента Авраама Линкольна.
Мы точно не знаем, как этот человек двигался, говорил, поступал, но когда мы смотрим на Дэй-Льюиса, мы понимаем – только так и никак иначе.
Только подумайте, как много актёров играли Наполеона, Черчилля, Гитлера и безуспешно. И всё потому, что им не удалось донести мощь этих личностей.
Дэй-Льюис смог это сделать блестяще. И как многие фильмы Стивена Спилберга, этот также стал откровенным прославлением Соединённых Штатов, гимном, вызывающим слёзы гордости у американцев, за исключением, особо рьяных сторонников организации «Движение чаепития», которые считают, что отмена рабства – ужасная ошибка.
Спилберг внёс значительный вклад в повышение американского самосознания и гордости американских граждан за свою страну. И он уж точно не единственный режиссёр, сделавший это.
Критики, вероятно, скажут, что он предлагает детский ура-патриотический взгляд на историю США, оставляя все некрасивости за бортом. Но недооценивать такой подход глупо.
Вспомните этот кошмарный фильм «Храброе Сердце» Мела Гибсона, где он играет шотландского война Уильяма Уоллеса, которого замучили англичане. Картина породила такой взрыв националистического патриотизма среди молодёжи, чего не мог сделать Алекс Салмонд (шотландский политик) за десятилетия. Я помню, как один горец безысходно сказал: «Ребятишки заявили в пабе, что отправляются на юг сражаться с англичанами, и их намерения абсолютно серьёзны».
Я просто хочу показать, к чему может привести влияние экрана. Боже упаси кого-нибудь снять фильм об английском герое отдалённо похожий на «Храброе Сердце»
Почему кинорежиссёры по эту сторону Атлантики не могут снять исторический фильм, способный растопить сердца британцев, так как это делает Спилберг с американцами?
Наше правительство тратит миллионы на нелепые попытки внушить переселенцам уважение к британской истории. Однако есть такие фильмы, хоть их и ничтожно мало, способные донести много, при этом, совершенно не забираясь в карман налогоплательщикам.
Британские продюсеры могут похвастать такими достижениями как «Огненные колесницы», «Бриджет Джонс» и «Ноттинг Хилл» и большинством Джейн Остеновских парней в трико и щеголеватым сериалом «Аббатство Даунтон».
Но когда мы обращаемся к нашему недавнему прошлому, то почему-то в моде фильмы, показывающие недостатки и слабости наших правителей.
Найджел Готорн сыграл безумного короля Георга III. Колин Фёрт отлично справился с бедным заикой Георгом VI. Мэрил Стрип изобразила несчастную Тэтчер с признаками деменции. Кто-то уже собирается снять сенсационный байопик об Уинстоне Черчилле в качестве премьер-министра после инсульта в 1953 году, отнявшего у него половину разума.
Но где же истинные герои, спрашиваю я вас? Где Нельсон под Трафальгаром или Веллингтон при Ватерлоо? Или хотя бы герои Фолклендских островов?
В 1982 году, когда шла война, у каждого была заготовлена шутка о том, сколько фильмов снимут об этой кампании.
Как сказал один офицер королевских военно-морских сил, чудом избежавший гибели от бомбы, упавшей в метре от его корабля: «Хорошая новость в том, что для Роберта Рэдфорда не будет роли».
В действительности не оказалось роли ни для кого.
Фолклендская война могла стать сюжетом удивительных романтических эпиков, но не стала. За тридцать лет не нашлось ни одного смельчака, решившегося увековечить память своих соотечественников.
Сегодня невозможно даже представить что-то подобное эпической драме 1964 года «Зулусы» из истории англо-бурской войны.
Знаменитый своим солидным весом представитель Тори Николас Соумс как-то даже заявил, что никогда не путешествует без копии «Зулусов» и «Разрушителей плотин» в своём чемодане.
А вы можете хотя бы вообразить, как сегодняшний режиссер ищет деньги под финансирование картины, где британские солдаты в течение 140 минут убивают огромное количество африканцев?
Кто-то пытается сейчас снимать ремейк «Разрушителей плотин», но меня уже заранее трясёт, как только подумаю, чем это всё обернётся, если уже затребовали поменять имя собаки Гая Гибсона, чтобы не оскорблять чувства зрителей 21 века. (В фильме 1954 года собаку звали «Ниггер» — прим. редакции)
Вероятно, и действие картины перенесут в Северную Корею, чтобы не расстраивать жителей Германии.
К гениальности Спилберга можно в какой-то мере отнести и его заразительное умение удивляться и полное отсутствие смущения в прославлении героизма. Невозможно представить, чтобы он снял фильм «Ганди» (1982) как это сделал Ричард Аттенборо (известный своим фильмом — Риллингтон Плейс, дом 10), показав всех англичан чудовищами и идиотами.
Если уж показывать британцев во время второй мировой войны в телевизионном сериале «Братья по оружию» (продюсеры Спилберг и Том Хэнкс), то хоть кто-то из солдат должен быть обязательно насильником или безумцем, убивающим ни в чём не повинных людей. Иначе членам британской академии Bafta станет неудобно из-за того, что войну приукрашивают.
Лично я ни в какое приукрашивание войны не верю и не поверю, и в своих книгах стараюсь говорить вещи более или менее соответствующие реальности. Я никогда не поверю, что я единственный в своём роде человек в Британии, мечтающий когда-нибудь увидеть потрясающую эпическую драму о Кромвеле или Уильяме Питте Младшем, чьими усилиями Европа была спасена от тирании Наполеона.
Спилберг достиг совершенства в демонстрации того, в чём Американцы преуспели. А где же наши доморощенные режиссёры, способные также увековечить британскую славу и не обязательно только на поле брани? Мы как-никак изобрели паровой двигатель, телевизор и реактивный двигатель.
Британцы доминировали несколько веков на семи морях. Британские исследователи исколесили весь мир вдоль и поперёк. Мы отменили рабство задолго до того, как Линкольн прославился своим решением, и мы никогда не устраивали геноцида, сопоставимого с уничтожением коренного населения, какое систематически проводили американцы.
Я не призываю нашу киноиндустрию размахивать беспрестанно британским флагом, как это делает Голливуд со своим звёздно-полосатым полотнищем. Но хотя бы изредка можно?
Спилберг не всегда прав. «Спасение рядового Райана» начинается блестяще, а по мере продвижения всё менее убедителен. Последний «Индиана Джонс» — просто карикатурен. «Боевой Конь» — ужасен.
Да и «Линкольн» не так хорош, как наш Дэниэл Дэй-Льюис – некоторые сцены с чёрными солдатами излишне сентиментальны.
Но большинство фильмов Спилберга это удивительный мастер класс по тому, как надо развлекать сотни миллионов людей, в то же время убеждая нас в своей преданной и страстной любви к Америке.
Ну, должен же быть кто-то и по эту сторону пруда, пусть в два раза менее одарённый и гениальный, но с великим желанием сделать нечто похожее на «Линкольна».
трейлер фильма Линкольн
источник dailymail.com
> Вспомните этот кошмарный фильм «Храброе Сердце» Мела Гибсона, где он играет шотландского война Уильяма Уоллеса, которого замучили англичане. Картина породила такой взрыв националистического патриотизма среди молодёжи
Когда смотрел этот фильм, был в полной прострации: меня не покидало ощущение, что это какая-то провокация США против Англии.
На мой взгляд — фильм отвратителен.
Хотя, как неангличанина, меня это, конечно, радует — пускай расхлебывают.
Да, англичане очень «любят» американцев. Отношение такое как у родителей к своим непутёвым детям-подросткам. Но меня поразило, сколько схожего в нашем дефиците хорошего исторического фильма и у британцев. А также выставление своих полными дураками и идиотами. Где, в каком кошмарном сне можно увидеть, как американцы показывают своих в неприглядном свете в какой-нибудь исторической драме? У нас сегодня это подряд. Прямо какой-то госзаказ, словно отрабатывают вражеские гранты.
>и мы никогда не устраивали геноцида, сопоставимого с уничтожением коренного населения, какое систематически проводили американцы.
Центральная фраза!
Вот это утверждение очень спорно, геноцид в Индии, геноцид в Африке, чего только стоит англо-бурская война, когда англичане применяли иприт и другие газы в полный рост.
«Каждый англичанин от рождения наделен некоей чудодейственной способностью, благодаря которой он и стал владыкой мира. Когда ему что-нибудь нужно, он нипочем не признается себе в этом. Он будет терпеливо ждать, пока в голове у него неведомо как не сложится твердое убеждение, что его нравственный христианский долг покорить тех, кто владеет предметом его вожделений… Он всегда найдет подходящую нравственную позицию. Как рьяный поборник свободы и национальной независимости, он захватывает и подчиняет себе полмира… Его непременный девиз – долг; и он всегда помнит, что нация, допустившая, чтобы ее долг разошелся с ее интересами, обречена на гибель.»
Бернард Шоу
Вы правы, англичане уж лучше бы помолчали. Как они ловко подсадили Китай на опиум, чтобы только уничтожить в его лице соперника в торговле!