Фильм Милоша Формана «Амадей» не о гении Моцарта. Он рассказывает о смертельной, испепеляющей зависти Сальери, музыканте второразрядном, но с исключительным слухом к прекрасной музыке – а потому, понимающим, насколько плох он сам в сравнении с Моцартом.
Особенно впечатляют сцены умирающего Моцарта и Сальери, записывающего великие ноты Реквиема.
И эта музыка звучит в ушах Сальери как последний гвоздь в собственном гробу своих надежд. При всей своей лютой ненависти к Моцарту, музыка остаётся для него священнодействием, где ему никогда не догнать уходящего из жизни австрийца.
До сих пор спорят, отравил Сальери Моцарта или нет. Однако нам, русским, эти споры параллельны. Мы, те, кто знаком с маленькой трагедией Пушкина, признаём версию своего гения. И поразительно, что фильм воспринимается именно как изложение точки зрения нашего поэта на все события.
Сальери взывает к небу:
Где ж правота, когда священный дар,
Когда бессмертный гений – не в награду
Любви горящей, самоотверженья,
Трудов, усердия, молений послан
А озаряет голову безумца,
Гуляки праздного?…
Моцарт ушёл из жизни в 35, Сальери в 74. Моцарт словно вознамерился пронестись по жизни кометой, сгореть. Он скачет по жизни как поп звезда, живёт без оглядки одним днём.
Чешский режиссер Милош Форман известен своими фильмами – «Пролетая над гнездом кукушки», «Вальмон», « Рэгтайм», «Народ против Ларри Флинта», «Волосы».
Вот как раз мюзикл «Волосы» является ключевым предшественником «Амадея». Вольфганг истинный духовный брат тех хиппи, пренебрегающих любыми условностями, одурманивающих себя наркотиками\алкоголем и презирающих стариков. Даже парики Моцарта не такие как у всех – с лёгким оттенком розового.
Да и квартира Моцарта в Вене напоминает обиталище рок музыканта: заоблачная арендная плата, скудная и случайная меблировка, разбросанные листки с нотами, запущенное хозяйство, пустые бутылки в углу. Зато кровать занимает главное жизненное пространство.
Леопольд привёз своего сына вундеркинда из Зальцбурга в Вену, чтобы представить ко двору Иосифа, известного любителя классической музыки.
Отцу не нравится, что вытворяет взрослеющий сын, а потому, кипя и возмущаясь, он уходит в сторону.
На место отца вступает император Иосиф II (Джеффри Джонс), который мало чем отличается от первого опекуна запрещениями и ограничениями – «Никаких балетов в опере!»
И, наконец, ещё один взрослый наставник, Сальери (Ф. Мюррей Абрахам), вроде как друг, но в постоянных интригах против Моцарта. Сальери с первой секунды раскусил, насколько талантлив молодой провинциал выскочка, и какую опасность он представляет для его, Сальери, благополучного существования при дворе. Даже сам император добродушно подсмеивается над наглыми выходками Моцарта, при этом восхищаясь его музыкой. У Моцарта странная роль при дворе – он шут, облекающий свою правду в смешки и ужимки.
Ему под стать жена-ребёнок. Но при кажущейся инфантильности её голова хорошо складывает цифры, а глаза замечают плетущиеся интриги. Мы смотрим фильм глазами Сальери в флэшбэках. Он помещён в дом умалишённых и исповедуется священнику, в полной уверенности, что виновен в смерти Сальери, если не физически, то духовно, предавая его и принижая его искусство.
Фильм «Амадей» великолепен на всех уровнях, и визуальном, и эмоциональном. Фильм снимали в дорогой сердцу режиссёра Формана Праге, а также в нескольких европейских городах, где не очень резко поменялся интерьер.
Актёры играют блестяще. Моцарт Тома Халса живой современный человек. Бог одарил его музыкальной гениальностью. Опережая эпоху на несколько веков в музыке, он остаётся подростком, бунтарём, эпатирует публику, прожигает жизнь, мчится к смерти на всех парах. Он вызывает целый букет эмоций – не таким я представляла обожаемого композитора, чья музыка сопровождает меня с младых ногтей, но жалость на грани слёз превалирует. Хочется взять его за шиворот и хорошенько, по-матерински, встряхнуть.
Абрахам, тонкий, многоликий. Только приглядитесь к его мимике, когда он натягивает улыбку на лицо, скрывая своё отчаяние, зависть, ярость, обиду. Как меняется его лицо у смертного одра своего вечного соперника, когда он осознаёт, что больше всего на свете он любит музыку Моцарта.
А я помню этот фильм , хотя и смотрела достаточно давненько, очень атмосферный, безудержный какой то, все время вскачь — такое ощущение осталось.
Да, есть такое ощущение — бешеный карнавал…