Ушёл из жизни великий русский актёр Алексей Баталов. Кого бы он ни играл, он стопроцентно был достоверен. Особенно верилось его героям-аристократам. Баталов это актёр-интеллектуал, русский интеллигент, в его глазах столько мысли, что его долгие крупные планы смотреть одно наслаждение. Вспоминается сразу его неповторимый голос («Ёжик в тумане») и множество его ролей – блестящий декабрист Трубецкой в «Звезде пленительного счастья», Алексей Журбин из фильма о рабочей потомственной династии «Большая семья», трепетный романтический Борис из военной драмы «Летят журавли», сомневающийся Димитрий Гуров из «Дамы с собачкой» и ещё, и ещё. Хочу рассказать о своих самых любимых ролях Алексея Владимировича Баталова.
- Дело Румянцева (1955) – реж. Иосиф Хейфиц
Эта картина о расхитителях социалистической собственности и кому-то она может показаться морализаторской и пафосной. Но лишь кому-то. Невозможно остаться равнодушным к судьбе Саши Румянцева, которого играет Баталов. Его шофёр-дальнобойщик абсолютно честный и порядочный человек, но банда негодяев подставляет Румянцева, чтобы провернуть свои грязные делишки. Проверку на порядочность проходят многие его товарищи и один из них, персонаж Евгения Леонова, вызывает гадливость. Кстати, его отвратительную жену, мещанку, играет восхитительная Инна Макарова и с ней Баталов вступает в совершенно иные отношения в картине «Дорогой мой человек».
- Дорогой мой человек (1958) – реж. Иосиф Хейфиц
Похоже, что Алексей Баталов был музой режиссёра Иосифа Хейфица. Очень люблю картину «Дорогой мой человек» за то, как показаны человеческие отношения. Как главные герои проносят свои чувства сквозь войну, как радикально меняет их жизнь, но самый дорогой человек остаётся главным на всю жизнь. В фильме замечательно играют все, но пара Алексей Баталов-Инна Макарова просто незабываема.
- День счастья (1963) – реж. Иосиф Хейфиц
Это один из самых романтических фильмов о любви. И как всегда в советских картинах, глубина, многослойность и никаких простых решений. Они встретились, когда она (Тамара Сёмина) была уже замужем и, ей казалось, что она абсолютно счастлива. Правда, муж запрещает ей заниматься любимым делом, учительствовать, и это безделье ужасно её тяготит. А потом вдруг эта встреча с врачом скорой помощи Александром Николаевичем (Алексей Баталов), полным тёзкой, которая совершенно меняет её жизнь. Любовь с первого взгляда. Переосмысление всей жизни. Новые решения и смелые поступки. Женщина словно впервые начинает жить и чувствовать. Словно до этой встречи она спала. Баталов и Сёмина прекрасны. Химия между ними сумасшедшая. Умели играть любовь наши советские актёры.
- Три толстяка (1966) – реж. Алексей Баталов, Иосиф Шапиро
Не поверите, но этот фильм по сказке Юрия Олеши до сих пор мой любимый. Это вторая режиссёрская работа Баталова. Первой была экранизация Гоголевской «Шинели» с Роланом Быковым в роли Башмачкина. Третьей режиссёрской картиной стал «Игрок» по роману Достоевского.
«Три толстяка» — фееричный артхаусный фильм с замечательной музыкой Николая Сидельникова, яркими костюмами и фантастическим гримом. Режиссёр искусно передал тревожно-радостную атмосферу сказки, где народ восстал против трёх жирных правителей. Сам Баталов играет роль Тибула, артиста цирка и революционера по сути. В картине сплошной звёздный хоровод актёров и моя любимейшая Лина Бракните в роли Суок, помощницы Тибула.
- Внимание, черепаха! (1969) – реж. Ролан Быков
Мне ужасно нравится, когда актёры приглашают друг друга сниматься в своих режиссёрских картинах. Ролан сыграл Башмачкина в «Шинели», а Баталова он пригласил на роль профессора, дедушки первоклассницы Тани Самохиной в свою замечательную картину «Внимание, черепаха!» Актёры дети настолько хороши, что их невозможно переиграть, да никто из взрослых и не пытается это делать. И всё же, присутствие Рины Зелёной, Ролана Быкова, Зои Фёдоровой, Ирины Азер и, конечно, Алексея Баталова делает картину бессмертной.
- Москва слезам не верит (1979) – реж. Владимир Меньшов
Его Гоша – любимец и мечта всех женщин. Умница, красавец, мачо и истинный рыцарь. Он точно такой единственный в нашем кинематографе. Режиссёр сделал идеальный выбор, взяв на роль Георгия Ивановича актёра, который годом ранее снялся в душераздирающем телефильме о любви «Поздняя встреча». И если в «Поздней встрече» его герой не уверен в том, что имеет право на счастье, то в оскароносной мелодраме «Москва слезам не верит» Гоша хозяин своей жизни и умеет управляться с женщинами. С той самой минуты как Гога входит с самоваром в электричку, от него невозможно отвести глаз. И вполне понятно усиленное сердцебиение Веры Алентовой. Таких мужчин просто так не отпускают. И в этом весь Баталов.
- Зонтик для новобрачных (1986) – реж. Родион Нахапетов
Я всегда радуюсь, когда режиссёры нещадно эксплуатируют обаяние актёра Баталова в картинах о любви. Он умеет ЭТО играть. Он умеет так смотреть на женщину, что в его отношение к ней веришь безоговорочно. Родион Нахапетов, как никто другой, умеет снимать фильмы о любви. В «Зонтике для новобрачных» прекрасный ансамбль актёров – бывшая жена режиссёра Вера Глаголева, Никита Михайловский, ушедший из жизни на самом взлёте, литовская актриса Нийоле Ожелите и Алексей Баталов. Баталов и Ожелите играют пару, которая проводит отпуск в Крыму. С ними знакомятся молодые влюблённые, для которых отношения новых знакомых становятся образцом для подражания. Им невдомёк, что это вовсе не супружеская пара, а любовники, чьи отношения приносят не только счастье, но и боль. Он не может решиться уйти из семьи, где его любят. Она устала ждать и на что-то надеяться. Когда она, наконец, принимает решение закончить этот роман, приходит телеграмма о том, что ребята, с которыми они провели месяц в Крыму, приезжают к ним встретить Новый Год. Чтобы не рушить миф о красивой семейной жизни, Баталов и Ожелите решаются вновь изобразить счастливых супругов.
Спасибо за пост! Очень люблю Алексея Баталова.
Как всегда в твоих постах, обнаружила для себя два фильма, которые ещё не видела -«День счастья» и «Зонтик для новобрачных».
Три толстяка с Баталовым обожаю с детства. Суок там еще прикольная. Небось сейчас фильм пора запрещать, как разжигающий рознь?! Очень не рукопожатный, смущающий умы фильм. Сейчас детям такого не надо.