13 убийц \ 13 Assassins (2010)-режиссёр Такаси Миике

В «13 убийцах» есть всё необходимое фильму экшн – злодей орудует с таким варварским неистовством, что это выходит далеко за рамки привычного понятия зла. Против этого безумца и его личной армии выступает группа самураев, чтобы положить конец этим ужасам. Их героизм становится  последней данью великому самурайскому кодексу — действие фильма происходит в 1844 году, когда близится закат средневекового периода  Эдо, и истинные самураи становятся редкостью. Фильм увлекателен с первого до последнего кадра. Это амбициозное,  с большим бюджетом, эпическое полотно в режиссуре Такаси Миике. Финальные 45 минут посвящены сцене битвы, поставленной с большой выдумкой и искусностью, что сегодня является огромным дефицитом в многочисленных фильмах экшн. «13 убийц» — хороший урок большинству режиссёров, снимающих фильмы по одной и той же выкройке. Такаси Миике словно хореограф управляет своим кордебалетом, чтобы сделать понятным каждое движение своих героев. Что самое любопытное, он использует первые две трети фильма на то, чтобы основательно нас познакомить с каждым героем. Мы знаем, кто эти 13 самураев, и мы понимаем, почему в ситуации смертельного риска они ведут себя тем или иным образом. Тщательность сценария, чёткость композиции буквально каждого кадра заслуживает сравнения с фильмом  «Семь самураев» Акиры Куросавы.

Фильм начинается с сильной по воздействию кровавой сцены. Мужчина садится на колени во дворе и вскрывает себе живот в знак протеста против правителя Нарицугу (Горо Инагаки), сводного брата сёгуна.

Этот ритуал харакири был вызван жестокостью Нарицугу, которую мы видим на экране с ужасающей  детализацией. Он сечёт головы направо и налево, насилует любую женщину в своём владении. Он не какая-то извращённая карикатура, он самовлюблённый тип, и сёгун вынашивает планы о его продвижении по службе, что уму непостижимо.

Чтобы пресечь распространение зла на своей земле господин Дои (Микиджиро Хира) ищет известного самурая Шимаду (Койи Якусо) и находит его в удивительной по мирной атмосфере обстановке – в море  с удочкой в руке на верхушке лестницы (но его меч, как всегда, неподалёку!)  Затем Шимада начинает поиски других самураев, и этот процесс нам до боли знаком по бесчисленным фильмам. Каждый из нанятых на службу самураев имеет свою предысторию,  и в группе обязательно найдётся шут гороховый, хотя в деле он серьёзен и сосредоточен.

Количество этих героев кажется невероятно малым — их всего тринадцать, в то время как у Нарицугу по меньшей мере двести воинов на поле битвы. То, что тринадцать хороших человек победили двести жестоких и злобных,  останется режиссёрским капризом, и зритель догадывается, что деревня — западня. Понятно, что всё заранее спланировано, хотя детали остаются неясными. Когда начинаются сюрпризы, логично было бы спросить, как у самураев нашлось время и силы, чтобы придумать такую замысловатую засаду. Логично, но нечестно. Не станешь задавать подобные вопросы в фильмах, где надо просто верить.

У самурайских фильмов богатая история и режиссёр Такаси Миике элегантно продолжает её и традиционными костюмами, и в диалогах, полных веры в добро и идеалы, и в сценах битв, довольно протяжённых по времени. Я часто нахожу боевые сцены скучными и нудными, потому что они подменяют собой драматургию, это часто хитрый трюк избежать показа переживаний. Однако в «13 убийцах» все персонажи нам известны, мы понимаем их действия, и все рукопашные схватки разбиты на отдельные моменты. Голливудским режиссёрам, работающим в жанре боевиков надо бы изучить этот фильм. Особенно поражает, как  фокусируется  режиссёр на истории в самый разгул насилия и жестокости.

В этом фильме есть подтекст. 13 самураев в последний раз постояли за традиции своего самурайского кодекса чести. Новые времена наползают на Японию: сёгунат коррумпирован, он превратился в отстойник для кумовства и упаднических настроений. В какой-то мере он напомнил мне фильм «Сумрачный самурай» (2004), где действие происходит в 1868 году и главный герой, самурай, работает в своём клане бухгалтером, а однажды вынужден вспомнить традиции и кодекс. И о спецэффектах. Возможно в фильме «13 убийц» использовались спецэффекты, но они не бросаются в глаза. Это тоже должно стать напоминанием некоторым особо ретивым режиссёрам в истинном предназначении спецэффектов — они призваны обманывать глаз, а не безбожно атаковать его.

статья взята с сайта rogerebert.com

 

4 комментария to 13 убийц \ 13 Assassins (2010)-режиссёр Такаси Миике

  1. Интересный фильм, правда на любителя

    • georgina:

      Вы абсолютно правы. Если любишь японскую культуру всем сердцем, то смотришь каждый новый фильм с радостью и удовольствием, будь то японские мультфильмы, или хоррор, или исторические, как в случае с «13 убийцами». Будем с нетерпением ждать выхода этой картины.

  2. Hidalgo:

    Ошибочка в переводе у Вас. Действие фильма не может происходить в 1884 году, ведь период Эдо уже закончился.

    И в оригинальной статье год другой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *