Странная музыка Олега Каравайчука

Я слышала его музыку только в фильмах. Удивительно, но  эти фильмы  долгие годы остаются среди моих любимых. Возможно, музыка сыграла в этом свою важную роль.

Меня всегда поражало, как этот композитор умеет приникнуть в характер персонажей и передать смятение их чувств и мыслей. Его музыка никогда не являлась сопровождающей иллюстрацией, как в Голливудском кино, где зрителя готовят, когда смеяться, а когда плакать, а когда просто жевать попкорн. Если взять мой любимейший «Городской романс», можно сбиться со счёта, как много в нём разных тем, раскрывающих душевное состояние героев.  Особенно хороша основная мелодия. Очень советую посмотреть этот фильм. Пусть с этой картины образуется ваша тонкая связь с музыкой самого необычного советского композитора Олега Николаевича Каравайчука, ушедшего из жизни сегодня, 13 июня 2016 года в  Санкт-Петербурге. 

В «Чёрной Курице», произведении, прямо скажу, непростом Каравайчук изумительно точно передаёт разлад в душе Алёши. Послушайте, как накладывается одна мелодия на другую.

«Монолог» Ильи Авербаха – горькая история жизни профессора Сретенского (Михаил Глузский). Он самозабвенно предан науке, но воспитал дочь-кукушку (Маргарита Терехова), которая в поисках личного счастья уехала, бросив свою маленькую дочку на руки отца. Спустя годы мать-беглянка вернулась и была неприятно удивлена тому, что взрослая дочь (Марина Неёлова) её не принимает. Сретенский болезненно переживает разлады – он живёт в своём высоком мире науки, а жизнь постоянно заставляет его смотреть под ноги. Композитор очень тонко передаёт душевные эманации персонажей «Монолога». Щемящая музыка словно дёргает нервы и тревожит, тревожит.

Например, в «Женитьбе», гениальном фильме Виталия Мельникова по произведению Гоголя,  мне как-то неуютно с музыкой Каравайчука. Меня словно дробят и раскалывают на мелкие осколки его скрежещущие мелодии. Да и слово «мелодия» как-то здесь чужеродно. Ясно, что в музыке заложены сомнения и растрёпанность чувств героини Светланы Крючковой и всех её чудаковатых кандидатов в мужья. Но наполненная роскошными красками картинка петербургской жизни почему-то вступила в моём восприятии в сумасшедший конфликт с задумкой композитора. Заранее признаю свою музыкальную незрелость и глухоту, но музыка меня ужасно терзает на протяжении всей картины.

Олег Каравайчук вызывает у меня стойкую ассоциацию с героем Майкла Фассбендера в фильме «Фрэнк». Оба композиторы, музыканты, оба замкнуты и отгородились от остального мира. Фрэнк носит огромную голову, под которой прячет себя. Каравайчук неизменно прячет глаза за тёмными очками, на голове парик и берет. Музыка Фрэнка – звуки природы, звуки ради чистоты звучания.

Музыка Каравайчука также не для всех – в ней столько диссонанса, какого-то протеста, бури, что вряд ли она успокоит, пригладит и убаюкает.

 

2 комментария to Странная музыка Олега Каравайчука

  1. Волан:

    Вон какие перфомансы вытворял Каравайчук — https://life.ru/419303

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *