Современный Иисус — так можно было бы назвать фильм «Дурак» Юрия Быкова и это первая ассоциация которая пришла мне на ум после финальных титров с главной музыкальной темой «Спокойная ночь» Виктора Цоя.
Именно так сейчас выглядит человек поступающий по совести, идущий ради спасения других на все, жертвующий ради других жизнью своих близких и своей собственной.
Опять Юрий Быков поставил перед зеркалом и заставил в него смотреть …
«Мы живем и умираем как свиньи, именно потому что мы друг другу никто»
Главный герой бросает эту фразу в лицо своей жены и это камень в огород каждого современного русского человека. Да, именно общинность, радение, сочувствие к ближнему это нынче дефицит и большая редкость. Пестуется с малых ногтей индивидуализм и обособленность, что есть клинья вбиваемые в парадигму советского коллективизма. Ты уникальная личность, не такой как серое быдло. Мораль, честь, благородство это гири на ногах успешного предприимчивого человека и созданы чтобы только держать стадо в узде и направлять в нужном направлении.
Видишь беспредел, отвернись, это тебя не касается, целее будешь, все так живут, ты что умнее других, продолжать можно до бесконечности эти заклинания, призванные заглушить клочки некстати просыпающейся совести, спорадически проявляющей признаки жизни сквозь казалось бы ровный фундамент разумных, прагматичных доводов.
Они же, эти разумные доводы, всегда обоснуют любой поступок, даже гибель 800 людей под обломками обвалившейся общаги. Ну кто эти грязные, слипшееся, клочкообразные, вонючие и пьяные существа, которые там обитают? Они же как звери, за каждым вторым привод в полицию или даже уголовное дело. Нормальным людям только легче и чище жить будет.
А кто виноват?!
Финал не оставляет сомнений, что виноваты именно люди, отправившие Иисуса на Голгофу, те кто закидывал его камнями и выбрали его на смертную казнь.
«А если грохнется, тоже пох№ру!»
Именно так характеризуется отношение людей к своему жилищу, да и вообще ко всему, массовый похренизм, возведенный в культ. Ничего уже трогает, ничего не заботит — люди фактически уволились из окружающей действительности живя в параллельном мире. Какая-то дикая обреченность, фатализм, что однако прослеживается еще в русской классике и что можно приписать одной из черт русского характера. Наш народ опять упал в спячку, в сомнамбулическое состояние, из которого его вывела только Октябрьская революция 1917 и в которое он провалился вновь. И глупо обвинять даже прогнившее руководство — это лишь следствие.
Левифан vs Дурак.
Сравнение неизбежно, и тут и там российские реалии. Однако, что показывает Левиафан? Бессилие, слабость, бесполезность и тщетность что-то изменить. Но сравните поступки главных героев! Фактически сдавшийся, плывущий по течению и ударившийся в синьку Николай и сантехник Дмитрий, который идет до самого конца, жертвуя всем, что у него есть.
Дурак гораздо глубже и конструктивнее Левиафана, который выглядит на его фоне просто не аргументированной чернухой с непонятным замыслом и посылом режиссера.
«Чего встал? Да ты и в правду дурак!»
Очень понравился этот эпизод. В самом последнем негодяе, есть всегда место для чистого благородного поступка — этим и хорош человек.
Отличный фильм, настоятельно рекомендую к просмотру!