Самый лучший российский дебют 2017 года

Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов

«Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» режиссера Александра Ханта определенно, самый лучший отечественный кино дебют 2017 года. И даже сложно сразу сказать почему, наверное из-за катарсиса, который переживает главный герой Витька Чеснок. Катарсис этот выстраданный, но добирающийся до глубины души, которая сокрыта под километровыми вонючими и гноящимися слоями мусора и про которую уже и забыли, как и не было ее никогда.

После работы на мусороперерабатывающем заводе неплохо бы зависнуть с корешами в клубаке, бухнуть, снять девочку, причем максимально эффектно отбив ее от ухажера. Но как у каждого Ахиллеса есть своя слабая пятка, так и у Витьки Чеснока есть жена с малолетним сыном и со своей жилплощадью. Жена и сын это не проблема, Витя их шлет на юх, не забывая правда на автопилоте доползти до этого потухшего семейного очага с очередной своей гулянки.

Высокому полету мешает только отсутствие собственной жилплощади и, понятное дело, отсутствие средств на ее приобретение. Пресловутый квартирный вопрос (проблема номер 1 для подавляющего большинства в нашей необъятной), решается Витькой, бодрым детдомовцем, прямолинейно-предсказуемо, походом в кредитную организацию. Однако, хитрый план оказался нарушен коварными банкирами, не одобрившими Витьке Ченсноку кредит. Дело приобретает скверный оборот, дома жена, которая уже заготовила, что поострее, да потяжелее для проверки любимого на крепость чуйств. И тут появляется папашка,  он же Леха Штырь, тот самый из-за которого мать повесилась, а Витька оттрубил в детдоме 10 лет. Папашка плох, весь парализован, говорить не может, но при нем есть какая-никакая квартирка. План, позволяющий все в жизни наладить и зажить как в сказке, рождается сразу — папаньку надо сплавить в дом инвалидов, самому же, как законному родственнику, спокойно жить в квартире и ждать кончины родителя, дабы войти в полное владение наследством. Одна загвоздка — вести любимого папаню надо далековато в другую область, только там и остались свободные места для инвалидов.

Вот такой вот роуд-муви по-русски.

Фильм злой, но как-то задорно злой, прямо как главный герой. Вначале он вызывает полное отторжение, эдакий отморозок, который действует на инстинктах. Но борьба в его сердце становится все явственнее. Чистые человеческие чувства продираются с большим трудом сквозь жизненные принципы и идеалы Витьки Чеснока, этому процессу мешает еще и образ врага в виде папаши, который повинен всему дерьму, что было в его жизни. Сама возможность отомстить виновнику твоих бед и глубочайших обид, отомстить по-полной программе, ведь вариантов, что можно сделать с инвалидом просто огромное множество, это взбудоражит мозг любого человека.

 

Катарсис.

Именно катарсис для меня является главным достоинством этого фильма, но я уверен, что его проходят оба героя — отец и сын.

Но представьте катарсис через который проходит отец. Он отрекся от малолетнего сына и стал жить на другой дом. Все что у него было, он вложил туда, в другую женщину, в свою дочь. И под страхом смерти он уверен, что именно там о нем помнят и ждут. Однако его появление там это черная туча, его давно и великим облегчением вычеркнули из жизни.  Кореша тюремные тоже ножи точат, с великим удовольствием мечтая отправить Леху Штыря на тот свет. И только этот упертый пацан с ним возится, вместо того, чтобы стукнуть по голове и прикопать под сосной. Не только возится, но и рискует своей жизнью ради него. Каково, осознавая свою самую черную роль в жизни человека, стать от него полностью зависимым и получить незаслуженно человеческую, самоотверженную реакцию. Это прожигает как каленое железо и доходит до души, которая казалось бы давно закостенела, а может и умерла вовсе.

Перерождение мы наблюдаем и у Витьки Чеснока, желания и шаблоны хорошей жизни трещат, остается только настоящее — человеческое отношение, то что не горит и не тонет. Для меня остался открытым вопрос насколько это можно называть проснувшимся чувством крови?  И ответ на него скорее нет, ибо, в первую очередь, чувство крови просыпается у родителей по отношению к своим детям, а как мы могли видеть, к своему сыну, Витька относится параллельно.

Персонажи.

Там очень жизненные персонажи, двоих так и вовсе где-то на зоне подобрали. Один урка весь в наколках, к которому и приезжает Леха Штырь.

Второй, бандюга с ножичком, это нечто. Как он заговаривает на блатном языке зубы, как вводит жертву в ступор и ловко манипулирует эмоциональными состояниями в разговоре, пожалуй, самая жуткая сцена по реализму и насилию, без практически его применения (парадокс!).

"Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов"

Саундтрек.

Русский андеграундовый репак понравится далеко не всем. Но он как нельзя лучше дополняет апокалипсис происходящий на экране.

Пати Мейкер:

Финальная музыкальная тема «Я буду рядом»:

Ну, и в качестве эпилога:

Поиск смысла жизни это основа, без нее нельзя стать человеком. Одноклеточным организмом, чья цель размножаться, вкусно жрать и нихрена не делать можно быть на определенном ее кратком этапе, но кто-то или что-то настойчиво стучит в твое сердце. Можно сделать музыку погромче, бухла или чего покрепче побольше и авось отпустит, но иногда приходит без спросу и тогда… выворачивает наизнанку от того чем ты жил, на что и на кого тратил время, вспоминаешь родных и близких. Зачастую это осознание приходит поздно и когда ресурсы ты свои просадил, а талант зарыл в землю, и лежишь ты в больнице никому нахрен не нужный.

На эту тему неплохо выступил Юрий Быков своими фильмами, особенно фильмом «Дурак«, взбудоражил общественное мнение, умы и души. Однако, что мешало воспринимать его творчество в полную силу, так это перегибы в угоду зрелищности, например, в том же Дураке, губернатор дает отмашку на убийство главного героя, а так же на смерть людей в разрушающемся здании.  Согласитесь, это перегиб, причем очень серьезный.  Прочитайте так же:

 Рецензия на фильм Майор 2013г.

И, да…

Вы заметили апокалиптичную картину — квартиру ради которой готов отправить на тот свет своего батю Витька Чеснок? Больницу для инвалидов?  Людей окружающих главных героев, да и самих главных героев?! Это следствие отсутствия того самого смысла жизни, той самой идеологии, того самого стержня который внезапно пропал после распада СССР. Смысл он ищется и найдется, не общий, так у каждого свой. Либо его сформируют, благо сейчас время Золотого тельца и за смыслом далеко ходить не надо. Все пути ведут туда. Уже сейчас многие наверняка не видят ничего предосудительного в поведении Витьки Чеснока, его поведение сейчас воспринимается почти НОРМАЛЬНО! Ну, убил бы отца инвалида, ну, прикопал, чтобы никто не нашел, молодчага, все правильно бы сделал. Главное не спалиться. Жену с сыном тоже пошли подальше. Это же обуза, а ты свободный, молодой, сильный. У тебя вся жизнь впереди. Тебя вон соска молодая поджидает. Не так разве?! Или убийство это шаг, который еще трудновато совершить? Так тебе определиться лишь надо — тварь ты дрожащая или право имеешь. Опять к классике возвращаемся — Преступление и наказание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *