95 лет со дня рождения
актёра Михаила Андреевича Глузского
Михаил Андреевич Глузский родился 21 ноября 1918 года в Киеве.
Отец — Гмырёв Андрей Михайлович, родом из крестьян, стал поэтом, журналистом. В середине 1917 года перебрался из Петрограда в Киев, где построил в районе Караваевых дач небольшой домик, заложил сад с множеством фруктовых деревьев, которым очень гордился.
Мать — Глузская Ефросинья Кондратьевна.
Детство Михаила Глузского пришлось на сложное время. Его семье и ему мальчишкой пришлось пережить калейдоскоп событий и политических формаций: Кайзер Вильгельм, Рада, большевики, Петлюра, поляки, просто бандиты… Их образы навсегда остались в памяти Михаила Андреевича отнюдь не абстрактными, а историческими персонажами.
В 1922 году после смерти отца семья переехала в Москву, однако связь с Украиной и Киевом не прервалась. В Москве семье удалось получить комнату в коммунальной квартире, где жили мать, старшая сестра Людмила и Михаил. Позже Людмила вышла замуж, у нее родилась дочь. В школу Михаил Глузский пошёл в Баку, где ему довелось в течение двух лет жить у своего бывшего отчима (1926-1928).
В 1929 году вернулся в Москву. Работал сначала учеником слесаря в мастерских НАТИ, в дальнейшем — учеником электромонтёра и электромонтером в Центральном универмаге Мосторга. В том же универмаге работала и мама продавщицей. Михаил окончил вечернюю школу рабочей молодёжи и пристрастился к драматическому коллективу при клубе Мосторга.
Участие в художественной самодеятельности поселило в душе юноши желание стать актёром. Два года подряд (1935-1936) он предпринимал несколько попыток поступить в различные школы, но везде получал отказ. Совершенно случайно Михаил узнал о дополнительном наборе во вновь созданную Школу киноактёра при киностудии «Мосфильм». Школа эта была организована на базе ВГИКа, поскольку в 1936-1940 годах актёрского факультета во ВГИКе не было. Художественными руководителями школы в те годы были М.М. Тарханов и Г.Л. Рошаль, педагогами по мастерству — Н.С. Плотников и В.П. Баталов. С молодыми студентами занимались также известные кинорежиссёры Ю.Я. Райзман, М.И. Ромм, Б.В. Барнет, кинооператор А.В. Головня — имена, которые не надо специально представлять.
В эти годы Михаил Глузский дебютировал в кино, снявшись в кинофильмах «Девушка с характером» (Пограничник, 1939), «Минин и Пожарский» (Дворовый, 1939), «Семья Оппенгейм» (Гимназист, 1939), «Салават Юлаев» (Абдурахман, 1940).
В 1940 году Михаил призывается в армию, ему, как актеру, выпала служба в команде при Центральном театре Советской армии. В годы войны он участвовал во фронтовых бригадах.
После войны, почти 50 лет, с 1946 по 1995 год, работал в Театре-студии киноактёра при «Мосфильме». На сцене этого театра он сыграл в спектаклях «Бесприданница» (Карандышев), «Старые друзья» (Шура Зайцев), «Остров мира» (м-р Бааба), «Иван Васильевич» (Жорж Милославский), «Бесы» (Верховенский-старший) и многих других.
В 1949—1950 годах — актёр Драматического театра Группы советских войск в Германии.
Работал по приглашениям в Театре «Современник», в Театре имени Ермоловой.
С 1995 года работал на сцене Театра «Школа современной пьесы», где играл в спектаклях «Уходил старик от старухи» С. Злотникова, «Антигона в Нью-Йорке» Я. Гловацкого, «Чайка» А.П. Чехова.
Всенародная известность и популярность М.А. Глузского связаны с кинематографом — первыми заметными работами стали роли в фильмах «Тихий Дон» (Калмыков) и «Тайна двух океанов» (Ивашов, 1955-1956).
За годы многолетней творческой жизни в кинематографе им были созданы разнохарактерные, яркие и глубокие образы: Буркин («Попрыгунья». 1955), Щавель («Ласточка», 1957), Тимофеев («Дожди», 1958), Клячко («Люди и звери», 1961) и многие другие.
Как правило, эти роли отнюдь не главные, а порой даже эпизодические. Магия актёра Глузского позволила сделать их настолько сочными, что их герои воспринимаются миллионами теле- и кинозрителей как народные, почти легендарные. Глузскому было подвластно всё, — и трагические, и гротескные комедийные персонажи. Всего в досье артиста за 60 лет работы в кино более 150 ролей.
Актёр часто работал на радио и телевидении, голосом М.А. Глузского говорит немало персонажей иностранных фильмов. Актёрский талант Глузского признан многими любителями поэзии. Ему принадлежит право первого исполнителя цикла стихов великого российского поэта Н.А. Заболоцкого, которые долгие годы были запрещены в СССР.
Михаил Андреевич был секретарём правления Союза кинематографистов СССР, руководил комиссией ветеранов кино в Союзе кинематографистов СССР, возглавлял Московскую городскую комиссию по культурному шефству над Вооруженными силами СССР, возглавлял Комиссию ветеранов кино и Военно-шефскую комиссию города Москвы.
Был профессором ВГИКа, с 1987 по 1998 год руководил двумя мастерскими на актёрском отделении ВГИКа, выпустил два курса (таджикский и русский).
Михаил Андреевич Глузский скончался 15 июня 2001 года на 83-м году жизни в Москве от сердечного приступа. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Заслуженный артист РСФСР (29 сентября 1969).
Народный артист РСФСР (7 января 1977).
Народный артист СССР (30 ноября 1983).
Призы и награды
1973 — Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых за роль Ивана Степановича в фильме «Пришёл солдат с фронта» (1971).
1975 — серебряная медаль им. Довженко за фильм «Пламя».
1989 — Орден Трудового Красного Знамени.
16.11.1998 — Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени.
1998 — премия деловых кругов «Кумир» за большой вклад в киноискусство.
1998 — КФ «Созвездие» (Тверь, Приз «За выдающийся вклад в профессию»).
1999 — КФ «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге (Приз «Живая легенда российского кино»).
Удостоен премии «Ника»:
1997 — за фильм «Мужчина для молодой женщины».
1999 — в номинации «Честь и достоинство».
В списке его регалий – десяток званий и наград, однако сам Михаил Глузский главной наградой считал врученную ему в 1997 году премию «Ника» – за роль второго плана. Ему часто доставались эпизодические роли, но к любому своему появлению на экране актёр относился с максимальной ответственностью. Не удивительно, что его экранные образы почти сразу становились народными.
Раритет: Вертинский, пластинка 70-го года. Михаил Глузский обожал слушать ее в свободные часы. Сын самородка: крестьянина, выбившегося в поэты и журналисты, он и сам воспитал в себе тонкий вкус, интеллигентность, образованность. Не зря окружали его люди одаренные и неординарные: профессора, литераторы, театралы. Их собирательные образы актер выносил на экраны.
Семьянин, гостеприимный хозяин, он прекрасно готовил, имел необычное для народного артиста увлечение. «Папа говорил: Ну-ка давай свои туфли, – вспоминает дочь Михаила Глузского Мария Федотова. – Это значит, что у него будет минута, и он сядет, как настоящий сапожник – с маленькими гвоздиками в зубах, будет аккуратно бить молоточком».
Михаил Глузский любил все свои роли. Но порой становился заложником собственного таланта.
«Когда ему говорили: “А, это вы, который в тайне двух океанов?” Он говорил: “Нет, только не это!”» – вспоминает Мария Федотова.
Он старался разбивать стереотипы. Есаула Калмыкова в герасимовском «Тихом Доне» сыграл не как врага народа, а как человека чести, верного идеалам.
Врожденное жизнелюбие, юмор притягивали к Михаилу Глузскому молодежь на съемочных площадках. Он любил неформальное общение, к своей популярности относился с иронией, мог шутить даже над курьезными ситуациями.
«Как-то я была в ресторане “Кавказская пленница”, что ли, – рассказывает народная артистка России Вера Глаголева. – И как-то чего-то разговорились, он же тоже там есть, его фигура. Он говорит: “А ты видела мою фигуру?” Я говорю: “А вы разве там снимались?” Я так лажанулась – это ужас! А потом вспоминаю, конечно, Боже мой! Такой эпизод!»
Анекдоты, байки, яркие словечки Глузского до сих пор в ходу – в труппе театра «Школа современной пьесы». Не единожды разыгрывал он Иосифа Райхельгауза. На творческом вечере одного известного писателя принес режиссеру – подарок: двухтомник сочинений с автографом.
«Я открываю первую страницу и читаю: “Дорогой Иосиф, очень вас прошу: продвигайте по служебной лестнице замечательного артиста, моего друга и товарища, Михаила Андреевича Глузского. Ваш Войнович”, – рассказывает Иосиф Райхельгауз Я, я знаете, даже в первый момент не сообразил, что это Глузский только что сам написал».
Все, что не было сыграно в кино, Глузскому давал театр. Спектакли «Антигона в Нью-Йорке», «Как уходил старик от старухи» – давно классика. Верный призванию, в последней своей «Чайке» он появился с гангреной ноги, температурой под сорок. Отыграл – никто и не догадался.
«Произошло какое-то чудо, – вспоминает Иосиф Райхельгауз. – Раздались аплодисменты финальные. Он встал с кресла, вышел на авансцену, поклонился. Дальше он уже идти не мог, мы закрыли занавес, мы его унесли. Андрей увез его в больницу. Ему ампутировали ногу в эту ночь, а утром он умер. Это был такой последний выход».
Как-то в интервью об одной из своих ролей Глузский сказал: «Если ты во что-то глубоко веришь… жить тебе под этим небом и трудно, и легко». Сказал – будто бы не о герое – о себе и своей жизни. (Новости культуры)
Лучшие роли М.А. Глузского
Пограничник Петров с мелодраме «Девушка с характером» (1939)
Есаул Калмыков в «Тихом Доне» (1957-1958)
Авантюрист Джиффорд в фильме «Последней дюйм»(1958)
Красный генерал в фильме «Живые и мертвые» (1963)
и в военной картине «Мне было 19» (1967).
Администратор гостиницы в фильме «Кавказская пленница» (1966)
Санитар Фокич в военной драме «В огне брода нет» (1967)
Полковник Дей в фильме «На войне как на войне» (1969)
Фронтовик дядя Ваня в драме «Пришел солдат с фронта» (1971)
Академик Сретенский в драме «Монолог» (1972)
Начальник планового отдела Борис Петрович Шатунов
в производственной драме «Премия» (1974)
Купец Фрол Федулыч Прибытков в драме «Последняя жертва» (1976)
Аббат Пирар в драме «Красное и черное» (1976)
Виктор Михайлович Мешков в комедийной мелодраме
«Почти смешная история» (1977)
Полковник милиции Константин Иванович Зарубин
в детективе «Золотая мина» (1977)
Генерала КГБ Петр Георгиевич Федоров
«ТАСС уполномочен заявить» (1984)
Генерал Макартур в детективе «Десять негритят» (1986)
Следователь Авдеев в детективе «Адвокат» (1990)
Поразительный актёр — в «Монологе» Ильи Авербаха он играет отца и деда, и этот образ любящего и страдающего человека невозможно забыть. Дуэт — Глузский и Неёлова — это что-то запредельное.
Тем более, поразительно, что он также замечателен в комедийных ролях. Если он появляется в эпизодах, то всё внимание сосредоточено на нём.
Чудо-чудное этот Михаил Глузский. Спасибо за напоминание о том, что он был и есть.
Да, как-то не обращаешь внимание, что он оказывается сыграл в стольких фильмах и такие красочные и непохожие друг на друга роли.
Потрясающий актер! Спасибо, что отметили его роль в 10 негритятах . Они с Зельдиным для меря там всех заткнули за пояс.
Кстати, фильм 10 негритят стоящий, хорошее напряжение, интрига для тех кто не читал Агату Кристи :)
Смотреть одно удовольствие.