Юрий Богатырев родился 2 марта 1947 года в Риге, Латвийская ССР.
Заслуженный артист РСФСР (16.01.1981).
Народный артист РСФСР (17.03.1988).
Отец – Георгий Андрианович Богатырёв, офицер ВМФ. В 1953 году его, как одного из лучших офицеров, перевели из Ленинграда в Москву, в распоряжение штаба МВФ.
В детстве любимым занятием будущего актёра был кукольный театр, другим увлечением – рисование.
В 1964 году, закончив восемь классов, поступил в Художественно-промышленное училище имени Михаила Калинина, чтобы стать художником по коврам.
В 1965 году стал участником детского кукольного театра «Глобус», юные актёры посещали театры, кино, музеи, вечера в Доме актёра, выступали в Домах культуры.
В 1967 году поступил в Московское Театральное училище имени Б.В. Щукина, на курс Юрия Васильевича Катина-Ярцева.
В 1971 году, после окончания Щукинского училища, был принят в труппу театра «Современник», где долго не получал серьёзных ролей. Со временем стал много играть, лучшими ролями стали герцог Орсино в «Двенадцатой ночи» по Шекспиру и Марк в пьесе Виктора Розова «Вечно живые».
В ноябре 1974 года на экраны страны вышел фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих», в котором актёр сыграл Егора Шилова – человека, несправедливо заподозренного в предательстве и доказывающего свою невиновность. Съёмки проходили в Чечне, в горных и предгорных станицах и аулах. Местные жители, знавшие толк в лошадях и джигитовке, не раз восхищались тем, как актёр ездил верхом. В седле он держался так, как будто занимался верховой ездой всю жизнь, и с лошадью управлялся как опытный наездник.
Юрий Богатырёв много рисовал, писал портреты друзей, композиции на темы любимых фильмов или пьес.
В конце января он готовил первую в своей жизни персональную выставку живописи в филиале Бахрушинского музея на Тверском бульваре – отобрал работы, придумал название. Она должна была открыться в Москве 6 февраля 1989 года. Но судьба распорядилась иначе. Присутствовать на её открытии ему не довелось. В этот день состоялись его похороны.
Накануне гибели актёр получил гонорар от итальянского продюсера за фильм «Очи чёрные» и вечером 1 февраля 1989 года он собрал по этому поводу компанию в своей квартире по улице Гиляровского. Ближе к полуночи Богатырёву стало плохо с сердцем. После очередного сердечного приступа ему вызвали «скорую помощь», и фельдшер, пытаясь его спасти, ввёл ему в сердце препарат не совместимый с алкоголем. Смерть актёра наступила мгновенно.
Так, в ночь с 1 на 2 февраля 1989 года не дожив месяца до собственного сорокадвухлетия в своей крохотной московской квартире ушёл из жизни Юрий Георгиевич Богатырёв.
Жизни и творчеству актера посвящена глава 16 цикла «Чтобы помнили» Леонида Филатова.
Лауреат премии имени Ленинского комсомола (1978).
А какие ваши любимые фильмы с Юрием Богатыревым?
Пишите в комментариях!
Мой любимчик! Обожаю всё, что он сделал в кинематографе — когда смотрю на его Штольца, понимаю, что с равным блеском он сыграл бы и Обломова. А вот Табаков вряд ли бы смог перевоплотиться в Штольца. А что Юра вытворяет в «Родне»!!! Как он прекрасен в «Открытой книге» по Вениамину Каверину. А «Два капитана»? Его Ромашка мерзок, неприятен. И опять же — Богатырёв вполне мог сыграть Саню Григорьева, потому что гений перевоплощения. Его комедийный талант просто безграничен — настоящий придурок в драме «Отпуск в сентябре» (роль Саяпина).
Он великолепен в театральных работах. Как обидно, что не получилось увидеть его живым в театре, всё в записи. Он — идеальный Мартин Иден. Если есть воплощённый в жизнь герой Джека Лондона — это Юра. С Днём Рождения, Артист!
Конечно же Свой среди чужих, чужой среди своих, любимый :)
Егор Шилов лучший.
Мерзких типов он тоже отменно играл, пугающе достоверно.
Так же хороший портрет типичной российской интеллигенции в «Неоконченной пьесе для механического пианино». Этот фильм вообще у Никиты Михалкова гениальный.
О, боже, забыла свой любимейший фильм «Неоконченную пьесу». Вспомни, как Богатырёв говорит: «Господа, а я решил все свои костюмы подарить косцам». На что Калягин: «Представляю крестьян с косами в твоих костюмах на заре». Роль вся проведена навзрыд, переполнена эмоциями и истерикой. Полный портрет русской интеллигенции. Конечно, портрет создан всеми вместе в этой гениальнейшей картине Михалкова, настолько тонкой и глубокой, что вряд ли можно что-то ещё поставить в один ряд с нею. Богатырёв это актёр Михалкова.
Почему-то сейчас у Михалкова вся актерская игра под его началом превратилась в идиотию и истерику, если раньше в этом наблюдалась мера и сарказм, то сейчас это норма по-михалковски.
Похоже маэстро потерял чувство меры и чувство реальности… увы.
Еще один гениальный русский актер! Обожаю и Шилова, и Штольца , и Орсино ( как «шекспироманка») в его исполнении. А Ромашку он сыграл гениально. Жаль,что умер, как и многие гении нашего кино молодым.
Боюсь сказать крамолу, но возможно и к лучшему он 90ые не увидел. Когда российское кино резко упало, захрипело и начало бить копытом в предсмертной агонии, а все актеры были поставлены перед дилеммой либо валить из страны, либо менять профессию.
Сейчас ему бы светила в лучшем случае роль антипода Шилова у того же любимого Никиты Сергеевича. Он бы боролся с НКВД, ЧК и лично тов. Сталиным, освобождая от кровавого режима русский народ.
Есть такое понятие — умереть вовремя, чтобы имя стало легендой, не опороченной слабой старостью. Неизвестно как бы повел себя в 90ых и Высоцкий, не дай бог он бы стал рвачом или иммигрировал бы и стал петь про ужасы СССР или вовсе рвал струны приветствуя Горбачева и потом Ельцина и демократию…
….
Я подумала именно так о Богатырёве, пусть случилось так, как случилось. Мне бы тоже не хотелось услышать от него вопли поросячьи по поводу притеснений в Советское время. Из всей когорты больших актёров и режиссёров остались единицы тех, кто не потерял достоинства и с уважением относится к Советскому периоду. Для меня Юрий Богатырёв остаётся пламенным революционером Шиловым.
Причем в фильме ведь нет никакого двойного дна, нет подковырок, подколок и издевательств над прошлым и главными героями.
Фильм снят на 100% патриотичным, просоветским человеком, чей отец писал гимн СССР. Это снято искренне, с уважением к железным и несгибаемым людям сделавшим революцию вроде Шилова.
Куда же делся этот человек, этот режиссер? Как можно так набросить шкуру хамелеона, так закамуфлироваться и потом совершить поворот на 180 градусов? Для меня это просто непостижимо и немыслимо … но факт.