Тень сомнения — это самый Хичкоковский из всех Хичкоковских фильмов. Интересно, что он сам не раз называл его самым любимым из своего длинного списка. К этому времени уже сняты такие шедевры как «Леди исчезает», «Таверна «Ямайка», «Ребекка», «Иностранный корреспондент» и «Подозрение». Авторский стиль сформировался, темы определились.
Но он ещё не встретил своего композитора Бернарда Херрманна, с которым будут созданы самые великие картины «Психо», «Головокружение», «Птицы», «На север через северо-запад», «Марни» и другие, фильмы, где порой композитор возвышался над гением режиссёра. Сотрудничество с Дмитрием Тёмкиным, нашим соотечественником (более того, музыкантом, закончившим Ленинградскую консерваторию) осуществилось в нескольких фильмах, таких как «В случае убийства набрать «М», «Я признаюсь», «Незнакомцы в поезде» и фильме «Тень сомнения», о котором я сегодня рассказываю. Поэтому при просмотре обратите внимание на музыкальное сопровождение, это правда интересно, как композитор иллюстрирует замысел режиссёра Хичкока. Вряд ли бы эти двое работали вместе на последующих картинах, если бы Тёмкин не угодил великому Хичу, известного своими высокими требованиями к музыке.
Фильм снимался в штате Калифорния, в маленьком городке Санта Роза, который двадцать шесть лет спустя настигнет страшное землетрясение, большинство домов не уцелеет, так что фильм «Тень сомнения» остаётся свидетельством для потомков в некотором роде, экскурсией в прошлое. С этой точки зрения меня всегда восхищает работа кинематографистов, они хроникёры вечности. Чёрно-белое изображение усиливает достоверность происходящего.
Фильм «Тень сомнения» начинается с того, что главный герой, Чарли (Джеймс Коттон), находится не в лучшем своём положении: он под неусыпным наблюдением полиции и только самоуверенность и ловкость помогают ему оторваться от преследователей. После этого приходит в голову мысль, где можно пересидеть опасность. Он даёт телеграмму сестре, которая живёт с семьёй в Санта Розе и отправляется к ним.
В это же самое время мы видим абсолютно благополучную, практически идеальную семью- мистера и миссис Ньютон и их детей – старшая Чарли (Тереза Райт), молодая девушка только что после окончания школы и младшие брат и сестра. Чарли названа так в честь своего любимого дяди. Она видела его несколько раз, но не забыла, он стал для неё идеалом мужчины. Она любит его как alter ego, своё второе я. Всеми мыслями в радости и горе она обращается к нему. Вот и теперь, находясь в состоянии многодневной безысходной скуки, она мечтает, как он приедет и хорошенько их встряхнёт.
А ведь есть замечательная поговорка «Не буди лихо, пока оно тихо». Но мы никогда не пользуемся народной мудростью, зазывая лихо на свой порог. Чарли мчится на почту давать телеграмму приглашение дяде, но о, чудо, она узнаёт, что от него уже пришла телеграмма с сообщением, что он приезжает. Девушка просто поражена такому совпадению. Телепатия. В поезде, где едет Чарли полно народу. За столиком идёт весёлая игра в бридж, где один из партнёров сам Альфред Хичкок. Это его визитная карточка появиться хоть на несколько секунд в кадре -такая крохотная роль для приглашённой звезды называется cameo. Вот и в фильме «Тень сомнения» он не отказал себе в удовольствии сыграть партию в карты.
Чарли не показывается на глаза пассажирам, он прячется под предлогом болезни. Но нам, зрителям, уже давно открыты все карты-Чарли — убийца, на него идёт настоящая охота по всей стране. И вот в тихий городок, дружелюбную, богобоязненную семью Ньютонов входит человек с ужасающим прошлым. Он приносит им разнообразие, о котором они так мечтали, встряску, которой так жаждали. Чарли само совершенство: красивый, умный, элегантный, замечательный брат и дядя. Он никого не забыл, раздавая подарки: часы для мужа сестры, игрушки маленьким племянникам, роскошную меховую накидку для сестры и дорогое кольцо на палец своей любимице Чарли.
Наверное, это была его главная ошибка. На кольце остались инициалы убитой им женщины, а Чарли эти буквы увидела. Насколько циничным выглядит дядя, давая в качестве подарка вещь убитой. Это кажется запредельным по злодейству. Какие чувства теснились в его груди, когда он одаривал своих самых близких людей вещами из гардероба задушенных им женщин? Неужели желание произвести впечатление затмило все остальные человеческие чувства, если они вообще сохранились у него? Или он насмехался над ними в этот момент, думая, что они ничуть не лучше его, принимая подарки из его, убийцы, рук? Но никаких объяснений от режиссёра мы не дождёмся. Альфред Хичкок вообще ничего никогда не объясняет. Он наблюдает, подглядывает в замочную скважину и даёт нам возможность подсмотреть вместе с ним за героями. И ещё одно наблюдение Хичкока — людская близорукость, а то и полная слепота. Разгадывая чужие головоломки, увлекаясь детективами, они не замечают, что происходит у них под носом с их родными и близкими. Они ничего не подвергают сомнению, принимают любые басни за чистую монету. Так и в семье Ньютонов: сестра слишком ослеплена любовью к брату, чтобы приглядеться к нему повнимательнее. Мужа сестры не интересует происхождение огромного капитала Чарли, а ведь он работает клерком в банке, где по должности нельзя доверять всем подряд. Весь маленький городок, все знакомые семьи заочно влюблены в Чарли.
Он –душка, всеобщий любимец. Он нарасхват. И только один человек не пропускает деталей, связанных с дядей –его старшая племянница. От неё ничего не ускользает, она видит его насквозь. То ли из желания приписать ему что-нибудь этакое, чего нет в повседневной рутине. То ли она действительно похожа на него характером и авантюры в её крови по наследству. С той минуты как она обратила внимание на инициалы в кольце и на страницу газеты, которую он пытался спрятать, девушка вступила в опасную зону, в которой правит только беспощадный убийца, где нет дяди Чарли, милого, преданного друга. Но девушка слишком молода, чтобы остановиться у опасной черты, за которой ещё никто не выжил.
В фильме «Тень сомнения» Джеймс Коттон невероятно хорош. Неотразимый злодей. Вполне объяснимо, что богатенькие вдовушки пали жертвами его чар. Любопытна цитата из интервью Джеймса Коттона « Орсон Уэллс считает «Гражданина Кейна» своим лучшим фильмом, Альфред Хичкок –«Тень сомнения», сэр Кэрол Рид выбрал «Третьего человека» (Кэрол Рид -британский режиссёр, известный своими экранизациями романов Грэма Грина)- а я снимался во всех этих фильмах».