Когда Гари Олдман понял, что утверждён на роль Джорджа Смайли, потерявшего интерес к жизни Британского шпиона, он сразу решил получить информацию о жизни настоящих разведчиков из первых рук. Он расспрашивал об этом человека, потратившего шесть лет с 1958 по 1964, прослушивая телефоны, воруя информацию и управляя тайными агентами двух подразделений британской разведки MI5 и MI6. Этим человеком был Дэвид Корнуэлл, более известный под именем Джон Ле Карре.
Олдман:
«В Британии всегда имелись шпионы, и я уверен, что они отлично шпионили» — говорит 53-летний актёр. Но у нас всегда было слишком романтичное представление об этом ремесле, а Ле Карре первым показал реальные будни. Он сказал мне, что вы могли получить предписание уехать в Россию или Чехословакию. Вас могли отправить следить за кем-то. Вы могли оказаться в невыносимо крохотном помещении с фальшивым удостоверением личности, совершенно один, умирая от скуки. Он сказал, что ожидание, когда тебя обнаружат и раскроют, было изнуряющим — ты всё время ждёшь шагов на лестнице. Я догадываюсь, почему многие из них прикладывались к бутылке».
Олдман знает не понаслышке, что значит пить, и как у Смайли у него тоже проблемы с семейной жизнью. Напряжённость, которую он вносит в свою роль, удивит тех, кто привык к холодной и сдержанной игре Алека Гиннеса в роли Джона Смайли в постановке 70-ых.
Мы встретились с ним дважды. Первый раз на севере Лондона. Олдман был одет в старомодную полосатую пижаму для съёмки сцены позднего визита. Первое, что он мне продемонстрировал, это очки Смайли, которых он перемерил почти сто пар.
Олдман:
«Для меня очки Смайли также символически важны как машина Aston Martin в фильмах о Джеймсе Бонде, поэтому я не имел право промахнуться.
В книге есть упоминания, как Смайли протирает очки своим галстуком. Встретив Ле Карре, я понял, откуда этот штрих. Я чувствую, что Смайли слишком личный герой писателя, в нём много биографического».
Он даже имитирует голос писателя, играя Смайли.
Вторая встреча произошла несколько месяцев спустя в Soho Hotel, где он смотрел сырой материал только что отснятого фильма. Как и Ле Карре, он в последние годы давал всё меньше и меньше интервью. Я приготовился к трудному контакту, но он оказался разговорчивым и глубоким. С тех пор, как он стал играть Смайли, он не переставал думать о наблюдении, доверии и предательстве.
Олдман:
«По-настоящему я обратил на это внимание в поездке по Лондону. Я был в машине, лениво оглядывался вокруг и о, господи! Тысячи камер разглядывают нас. Как это могло случиться? Не помню, чтобы нас кто-то спрашивал о наблюдении. Возможно, будь мы в курсе, мы бы избежали этого»
Он добавляет, что технология радикально изменила мир разведки:
«Когда Ле Карре писал свою историю, существовало старомодное понятие «О, нет… Итонец не может быть предателем». Сама идея о том, что обман и предательство может вывернуть наизнанку всю Британскую разведку, казалась абсурдом. Сегодня всё не так. Всё стало само собой разумеющимся. Плохо, что нас не держат в курсе происходящего. Нам следует знать, что происходит. Теперь наши агенты отчаянно пытаются просочиться в террористические группы, правительственные секреты печатают в интернете, хакеры атакуют компьютерные системы через киберпространство… У нас есть WikiLeaks- и следующим шагом будет то, что они набросятся на мир корпораций и выставят его напоказ, будет очень интересно посмотреть, как всё это отразится на политической повестке дня. Шпионы всегда будут. Они обязательно нужны. Без них мы бы не достали Осаму Бен Ладана — это заняло годы, но это случилось»
Олдман живёт в Лос-Анджелесе с девяностых годов — длинная дорога от его родного рабочего квартала на юге Лондона. Его отец, сварщик, бросил мать Гари, когда ему было семь.
«Не глотать» фильм, который написал и поставил Олдман в 1997 году, наполовину автобиографическое воспоминание о его детстве. Рэй Винстон сыграл отца алкоголика, грубого и скорого на расправу. Именно так всё и было в его детстве?
Олдман:
«Не глотать» чуть-чуть о моей жизни, но я всегда говорил и говорю, что это не мой отец
Однако людям нравилось так жить, а многие продолжают так жить. Мы жили в квартире размером с мою сегодняшнюю кухню. Неудивительно, что люди так пьют. Не могу понять, как они все разом не выбросятся со своих балконов. Они сосредоточили сотни семей, всю их энергию, отчаяние и жестокость в многоэтажках. Я был одним из тех детей, кто ничего не упустил из той жизни, всё вошло в мою память».
В 1986 Гарри Олдману выпал шанс сыграть Сида Вишеса в культовом фильме «Сид и Нэнси». А ведь он почти отказался от этой роли.
Олдман:
«Я никогда по-настоящему не интересовался панк культурой. Я любил блюзы. Мне нравились Motown и Джеймс Браун. Я прочитал сценарий и подумал, что это какая-то ерунда. Но мой агент сказал, что за роль мне дадут 35 тысяч фунтов. Я тогда получал 80 фунтов в неделю в театре Royal Court, и я подумал, что смогу поменять квартиру. Это изменило мою жизнь в одночасье».
Он сыграл Джо Ортона в фильме «Навострите свои ушки», а потом переехал в Америку, где снялся в целой череде картин, начиная с «Настоящей любви» Тони Скотта и заканчивая «Дракулой» Фрэнсиса Копполы. Он также сыграл Сириуса Блэка в четырёх фильмах о Гарри Поттере. Для Дэниэла Рэдклиффа Гарри Олдман образец для подражания. Помогал ли он молодому актёру?
Олдман:
«Да, учил его играть на гитаре. Между съёмками научил его играть Come Together группы Beatles-там отличная линия для бас гитары. Дэниэл –отличный парень. Когда мы снимали «Узника Азкабана», он мне сказал «Я собираюсь на выходные в дом девочки, которая мне очень нравится». Это должно быть была его первая подружка. Он остался там ночевать, и родители были там же, но Дэниэль ужасно переживал и просил какого-нибудь совета. Ему было 13 или около того. Мы до сих пор смеёмся, вспоминая то время. Мы виделись год назад, и выпили по чашке чая. Его окружают только хорошие люди»
Чего нельзя сказать об Олдмане, когда он впервые приехал в Лос-Анджелес. Он ушёл в бесконтрольное пьянство.
Олдман:
«Я не употреблял наркотики. Это не моё. Но пил беспробудно. Сегодня, оглядываясь назад, я с трудом узнаю себя в том человеке, словно это был вовсе не я. Можете назвать это механизмом приспосабливания, может, это как-то извиняет меня. Я пил ужасно».
Он не пьёт уже 15 лет.
Олдман:
«Было много попыток бросить. Годы складываются, и вот почти 15 лет назад со мной случилось то, что в клубе Анонимных Алкоголиков, где я состою, называют «Убедитель» и что заставило меня осознать невозможность такой жизни. После 70 часов беспрерывной пьянки здесь в Лондоне я вышел и понял, что мне конец».
Четыре раза женат — вторая жена была Ума Турман. Сегодня он вполне доволен своей последней женой Александрой Эденборо, английской джазовой певицей.
У него четыре сына — Элфи, 23 от первого брака. Роберто, 19, которого они усыновили вместе с Изабеллой Росселлини. Гулливер, 13 и Чарли, 12 от третьего брака. Собирается ли он возобновить своё британское гражданство?
Олдман:
«Я всё ещё гражданин Империи! Хотя я иногда себя чувствую скорее американцем с британским акцентом — набираешься чужих привычек после такого долгого проживания в другой стране».
Отцовство сильно изменило его.
Олдман:
«В 23 думаешь только о театре. Сегодня главное отвезти детей в школу и убедиться, что они приготовили уроки. Мне уже 50 с лишком, и я превращаюсь в консерватора. Я как-то увидел парнишку в ресторане, у которого практически спущены штаны, так мне захотелось выбросить его из ресторана».
Он не собирается записываться в отряды политкорректных людей, он считает это абсолютно ущербным делом.
Олдман:
«Замечаешь такие вещи, когда смотришь такой успешный сериал, как «Безумцы», который я считаю лучшим из всех виденных мною сериалов. Мы тоскуем по тому времени. Политическая корректность превратилась в смирительную рубашку. Как приятно посмотреть на курящих и пьющих людей, пользующихся телефоном автоматом. В фильме «Шпион, выйди вон!» есть эта атмосфера. Я хочу жить в том мире. Особо рьяные поклонники Ле Карре возможно скажут, что всё это не то, но я думаю, что это работает отлично. Я тоже сначала жаловался, что приходится убирать много специального шпионского жаргона, но я думаю, что в двухчасовом фильме это только запутало бы зрителей. Фильм более чувственный, более современный, менее ностальгический, чем телевизионный сериал, более жестокий. Всё происходит на фоне Холодной Войны, в нём есть острота».
Ле Карре уже видел картину?
Олдман:
«Я разговаривал с ним по телефону после того, как он посмотрел фильм. Он ему понравился. И как он красноречиво выразился «Мы- таки впихнули корову в бульонный кубик». А я думаю, что мы сделали это очень хорошо.
Интервью с Гари Олдманом взято с сайта The Playlist
Свежие комментарии