Роберт Рэдфорд – режиссёр этой семейной драмы. Он известен, прежде всего, как отличный актёр, но абсолютно ясно, что ему есть, что сказать и по эту сторону камеры. Эта его глубокая картина доказательство того, что тема семьи неисчерпаема. Так же как Вуди Аллена или Ингмара Бергмана, Рэдфорда — режиссёра интересует семья в условиях жесточайшего кризиса, в данном случае, год спустя после трагической смерти старшего сына.
Фильм Обычные люди начинается с захватывающей дух панорамы природы, слишком красивой, чтобы поверить в историю со счастливым концом. Среди роскошной зелени добротный дом – владельцы принадлежат к среднему классу, дорогие вещи в интерьере, обжитое уютное пространство. Поздний вечер. Подросток Конрад ( Тимоти Хаттон) забылся в страшном сне, кошмаре, из которого давно нет выхода: обезумевшее море и они с братом сражаются не на жизнь, а на смерть с заклинившей мачтой на полузатонувшей лодке. Один из них обречён. Конрад вырывается из кошмара. Слышно, что вернулись родители с позднего киносеанса. Он судорожно хватает книгу. Притворство – его постоянное состояние. Притворяться, чтоб не задевать чувства близких, не видеть их участливых взглядов и не отвечать на вопросы о школе, о друзьях, об успехах в плавании. О той простой повседневной жизни, которой у него не стало. Родители играют в ту же игру под названием
« У нас всё в порядке. Ничего не случилось. Мы продолжаем жить».
А как жить, если все, и сам он в том числе, считают, что брат погиб из-за него? Как жить с этим осознанием того, что ничего нельзя исправить? Как возместить матери потерю её любимца, старшего сына?
Полгода, проведённые в больничной палате после попытки самоубийства, не внесли покоя в его истерзанную душу, не убрали мучительных вопросов «Зачем я выжил? Почему не утонул вместо него?».
Отец Конрада (Дональд Сазерленд – великолепен в этой роли!) – очень внимательный чуткий, глубоко страдающий человек – совершенно непривычный образ, что делает этот фильм ещё притягательнее. Он старается изо всех сил пробудить у сына интерес к жизни. Он смертельно боится, что и этот сын уйдёт из жизни, если не стать ему самым родным, если не пробиться прямо в самую сердцевину отчаяния своего младшего сына.
Отец платит за сеансы психотерапии вопреки желанию жены, которая не верит, что холодные чужие люди могут решить их проблемы. Но слава богу, психотерапевт –тонкий неравнодушный человек. При внешней чудаковатости ему не наплевать на своего пациента. Он уловил сигналы СОС из израненного сердца Конрада.
[youtube id=»UZYHe8IAlto»]Но дома всё безысходно. Пропасть между ним и матерью растёт со скоростью света. Улыбка застыла на её лице, где нет тепла. Страшная сцена отчуждения: приехали в гости дедушка и бабушка всё вроде как всегда – смех, ни к чему не обязывающие фразы. Отец Конрада делает тысячную попытку сблизить сына и мать, просит сына встать рядом с нею для снимка и намеренно долго возится с камерой — пусть эти двое постоят рядом, а вдруг она обнимет сына, прижмёт к себе, как прежде, снова ощутит родство. Но она в ярости, она не хочет этой близости, не хочет этого общего снимка. Конрад, чувствующий всё кожей, не выдержав, кричит:
-Да отдай ты ей эту чёртову камеру! Разве не видишь, как она ненавидит меня!
Страшные слова сказаны. Мать ненавидит сына, который вопреки всему остался жить, чтобы всегда напоминать ей о старшем, весёлом, лёгком мальчике без проблем, о том, кто был ей задушевным другом, делился всеми секретами, привирал, хвастал, но был такой близкий, каким никогда уже не станет Конрад.
Но какую бы депрессию навеял этот фильм, если бы не светлые моменты. У Конрада есть отдушина, которая и держит его на этом свете: он поёт с огромным удовольствием в церковном хоре. Рядом с ним поёт девчонка Джинни (дебют Элизабет Макговерн ). С ней легко, она всё понимает, ей хочется рассказать о том страшном дне в море и о ранах на руках от бритвы. Джинни словно специально послана богом, чтобы не дать Конраду перейти последнюю грань, откуда нет возврата.
— Конрад, у тебя замечательный тенор! Я всегда слышу твой голос — в нём столько энергии.
— Аллилуйя!
На рассвете Конрад подходит к окну и видит внизу такси. В саду он находит одного отца.
Абсолютно открытый конец для всех нас, чтоб заполнить его. Так нетипично для американского кино. Кино от Роберта Редфорда не может быть предсказуемым. Оно для тех, кто размышляет о жизни, останавливается, чтоб хоть раз задать вопрос «А каково это жить близким людям рядом с нами»
И сделать шаг навстречу.
Смотреть фильм Обычные Люди онлайн:
Отличное фото спустя много лет встретилась команда фильма Обычные люди: