Вигго Мортенсен о Дэвиде Кроненберге, Питере Джексоне и Властелине Колец

идальго

В интервью изданию The Telegraph Вигго Мортенсен рассказал о своей роли в триллере «Два лика января», о работе с Дэвидом Кроненбергом и Питером Джексоном. Кто бы мог подумать, что съёмки «Властелина Колец» были сплошным хаосом, и никто не знал, куда кривая вывезет, и получится ли картина вообще. Как всегда, безумно интересно читать интервью Мортенсена, умницы, библиофила, поэта, художника и восхитительного актёра.

«Я весь внимание» — произносит Вигго Мортенсен и оборачивается, чтобы налить себе воды. Он говорит это обычно, но фраза таит в себе нотку угрозы. Такую фразу вполне мог произнести один из его персонажей, тихо доминирующий в кадре, поглощающий новую информацию и прикидывающий, как ею распорядиться. Мортенсен склонен играть слушателей – будь то лаконичный Страйдер Арагорн в трилогии «Властелин Колец» или Николай из «Порока на экспорт».

Это в какой-то мере делает 55-летнего актёра похожим на звёзд прошлого. Он словно высечен из того же мужественного материала, что и Роберт Митчум, с которым его роднит и ямочка на подбородке, и вкус к сложным персонажам. На экране в нём есть стать и часто непререкаемый авторитет и для меня стало большим сюрпризом при личной встрече в Берлине, что его 180 сантиметров роста совсем не угрожающи и сам он  дружелюбен.

Последняя работа Мортенсена в триллере «Два лика января», и эта работа сенсационно хорошая. Он играет Честера Макфарленда, преступника, теряющего хватку. Фильм снят режиссёром Хуссейном Амини по роману Патрисии Хайсмит в интерьерах Греции и Турции 60-ых годов. Такой фильм, вероятно, было бы трудно снять, не будь такого предшественника как «Талантливый мистер Рипли» Энтони Мингеллы, снятого в 1999 году, хотя их бюджеты сильно разнятся.

«Наш фильм не такой яркий. Он больше похож на прозу Хайсмит. «Талантливый мистер Рипли» буквально кричит о том, что это тот период времени, та одежда, те дома, в то время как Хуссейну это не важно. Он всегда повторял, что проще – лучше».

Мортенсен видит Честера как самоучку, поглощающего знания. Он отчаянный беглец от обманутых им вкладчиков в Америке. Он обеспокоен тем, что теряет свою привлекательную молодую жену Колетт (Кирстен Данст), особенно при появлении в их жизни симпатичного лицемера Райдала (Оскар Исаак). Хайсмит написала книгу в 1964 году, девятью годами позже «Талантливого мистера Рипли».

Мортенсен называет книгу «незначительной в её творчестве», но потом поправляет себя:

«Нет, не незначительная. Она хорошая, интересная, читается легко. Она просто начинается скучновато, и все герои сразу вырисовываются для читателя. Честер – неудачник, хам, иногда вызывает жалость, он плохой человек. Он уже её (жену) потерял, поэтому вы не увидите, как это случилось»

Мортенсен помешан на книгах. Любые разговоры обязательно сведутся к теме книг. Ему принадлежит издательская компания Perceval Press в Санта Монике, где продаются  томики его стихов, его живопись и фотографии.

Арагорн перевернул его жизнь, сделав всемирно известным, звездой, способной привести к финансовому успеху. Изначально на эту роль был приглашён Стюарт Таунсенд, но Питер Джексон уволил его за день до съёмок. Теперь, 14 лет спустя, Мортенсен признаётся, что процесс съёмок был полным хаосом.

«Никто и понятия не имел, что из этого получится, пока в Каннах не показали 20 минут отснятого материала в мае 2001 года. Было огромное волнение, Питер потратил всё. Официально он мог заявить, что он снял все три фильма в декабре 2000, но в действительности, второй и третий фильм были сплошной неразберихой. Сырой материал, ничего не готово. Требовалась основательная пересъёмка, что он и делал, год за годом. Ему никогда бы не дали денег, не стань первая часть успешной. Вторая и третья пошли бы прямиком на видео».

Мортенсен справедливо считает, что «Братство Кольца» стал лучшим фильмом из всей трилогии, потому что был снят сразу.

«Всё было запутанно, мы работали с сумасшедшей скоростью, снимали огромным количеством камер, полное сумасшествие. Но первый сценарий был организован лучше».

Что касается технологий, то у Питера просто бзик, если он вознамерился это сделать, и развитие техники позволяет, он никогда не повернёт назад. Конечно, в первой картине есть Ривенделл и Мордор, но в ней есть органика, актёры взаимодействуют друг с другом, присутствует настоящая природа, всё реалистичнее. Второй фильм, на мой взгляд, уже начал раздуваться, а уж в третьем полно спецэффектов. Это было грандиозно и всё такое, но изысканность первого фильма постепенно ушла из второго и третьего. Теперь то же самое с «Хоббитом». Мне кажется, Питер превратился в Ридли Скотта – индустрия под управлением одного человека со всеми этими людьми, от него зависящими. Но ведь всегда можно сделать выбор. Когда я работал с Ридли («Солдат Джейн» в 1997), я спросил его: «Почему вы не снимите такой фильм, как «Дуэль» (дебют Скотта 1977 года по рассказу Джозефа Конрада)?» Я был уверен, что Питер снимет что-то наподобие «Небесных созданий», такой же глубокий. Возможно, он снял бы фильм об участии новозеландцев в первой мировой войне. Но он снял «Кинг Конга». А потом «Милые кости». Я думал, что это малобюджетное кино, но нет – $90 миллионов бюджет. А мог бы обойтись и 15-ю. Но спецэффекты, этот джин из бутылки уже им завладел. Думаю, что он вполне счастлив»

Мортенсен пошёл другой дорогой. Предложения дурных денег валились как из рога изобилия. Но за исключением давно забытого о гонках на мустанге «Идальго» (2004), он отказался от всех предложений. И к нему на стол лёг сценарий «Оправданной жестокости».

«Да, это правда. Я получал огромное количество предложений, ужасных сценариев. Совершенно внезапно у меня появился выбор. Теперь, более, чем когда-либо, я был уверен, что мне надо делать то, что я всегда делал – искать хорошую историю, что-нибудь такое, что не стыдно смотреть в кинотеатре. Я получил сценарий от Дэвида Кроненберга. Дэвид Кроненберг! Я читал и совершенно разочаровывался. 120 страниц сплошного хаоса, бессмыслицы, точно. Какие-то сумасшедшие драки, кровопускание без явных причин. Я сказал: «Я, конечно, люблю его, но не хочу попусту тратить его время, поэтому – нет».

«Он, всё-таки, приехал в Лос-Анджелес и захотел пообедать со мной и поговорить об этом. Он канадский джентльмен со специфическим чувством юмора. Не вампир. Очень вежливый, с тихим голосом. Он сказал: «Я слышал, что вам не понравился сценарий?» Я: «Это не вопрос нравится или нет, это просто не моё, это слишком кроваво, мрачно, это дешёвка. Он вдруг согласился. Мы поговорили о политике, о том, как рассказать эту историю. Всё, что я говорил, он давно над этим раздумывал, а потом добавил: «Поверьте, я над этим ещё поработаю». В результате, его 120 страниц свелись к 72. В этом он весь».

Творческий союз с Кроненбергом принёс Вигго номинацию на Оскар за «Порок на экспорт» в 2007 и великолепную интерпретацию Зигмунда Фрейда в «Опасном методе» в 2011.

Мортенсен постоянно живёт в Мадриде со своей подругой Ариадной Хиль («Капитан Алатристе», «Лабиринт фавна», «Аппалуза», «Вторая кожа»)

Вигго Мортенсен снялся в нескольких фильмах, где говорит на испанском, а также в датском «Хауха».

В Интернете есть фотография Мортенсена и недавно ушедшего Филипа Сеймура Хоффмана в 2008 году.

Я думал, что они друзья, но Мортенсен сказал, что они просто несколько раз виделись. Во время интервью в 2011 в Венеции Хоффман назвал Мортенсена мастером своего дела. Когда я упомянул об этом, Мортенсен растерялся.

«Это самое лучшее, что мне когда-либо говорили о моей работе. Так и сказал?»

Да, так и сказал. А ещё, что скромный.

5 комментариев to Вигго Мортенсен о Дэвиде Кроненберге, Питере Джексоне и Властелине Колец

  1. Крутой пост! Спасибо.
    Вигго личность, которых по пальцам можно перечислить среди Голливудских звезд… гхм… а он вообще голливудская звезда в том понимании в котором мы привыкли?!

    • georgina:

      Я думаю, Вигго совсем не звезда Голливуда, он ушёл от блокбастеров, снимается только в Европе. Когда читаешь его интервью, понимаешь, что он просто махина. Но ему было бы труднее пробиваться со своими стихами, картинами и фотографией не будь Властелина Колец. Он это признаёт.

      • AlexSandra:

        Наташа, замечательный пост про одного из моих любимейших «европейских кино-колоссов». Спасибо!

        • georgina:

          Саша, это просто перевод. Но сама очень люблю Вигго — ещё с «Индейца-беглеца» Шона Пенна. Мне кажется, что он может играть всё, такой бездонный актёр. У нас о нём много постов, напиши его имя у нас в поисковике. Интересно, Вигго оказал хоть какое-то влияние на Майкла? Вложил в него свою философию? Пока не ощущается — Фассбендер как раз ударился во франшизы. Как бы ему башку не снесло после «Кредо убийцы» — станет мега звездой.

        • AlexSandra:

          Я поняла, что это перевод. Все равно— спасибо. Все посты про своих любимцев я у вас блоге давно уже по тегам прочитала. Про Фассбендера не хочется думать, что ему снесет башку суперпопулярностью. Мортенсен уже «старый и мудрый» волк Акела, и мне кажется, определенное влияние он на Майкла оказал.

Добавить комментарий для georgina Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *