Развод по-итальянски \ Divorzio all’italiana (1961) – реж. Пьетро Джерми

Подсела снова на итальянское кино) Это такая богатая вселенная, с такими мощными актёрами, с такими откровениями и сюрпризами, что получаешь гарантированно несказанное наслаждение. Как в случае с «Браком по-итальянски», или в этой картине – «Развод по-итальянски». «Развод» вовсе не является каким-то продолжением «Брака». Более того, он снят раньше «Брака» на три года. Но они кровно связаны одним актёром, гениальным Марчелло Мастроянни.

Фильм «Развод по-итальянски» снят в жанре чёрной комедии и он беспощадно высмеял архаичные законы, запрещающие разводиться без основательного повода. И что остаётся, если мужчина полюбил другую? Изобрести такой повод!  Чем и занимается без устали герой Марчелло, Фердинандо Чефалу (Фефе для своих). Его бесстрастный голос комментирует происходящее с таким сарказмом, что вместо того, чтобы ужаснуться его убийственным планам относительно своей супруги, подпадаешь под его обаяние.

Он также выставил в непритязательном виде свой класс с потугами на аристократизм, институт семьи, судебную систему, живущую по католическим законам и законам мафии. О какой справедливости может идти речь, когда всё общество живёт по понятиям и ждёт отмашки мафиози, чтобы сделать какие-то шаги.

История начинается с конца, когда Фефе мчится в поезде в родные пенаты, отбыв срок в местах не столь отдалённых. Всё сложилось согласно его планам и теперь остаётся самая восхитительная часть – прижать к груди любимую Анжелу (Стефания Сандрелли).

Сидя в вагоне ресторане Фефе устремляется воспоминаниями в недавнее прошлое, когда он, будучи женатым, потерял голову от собственной малолетней племянницы. Жена ему так опротивела своей навязчивой любовью и вниманием, что превратила его жизнь в пытку. Надо ещё раз напомнить, что повествование идёт от лица Фефе, и точку зрения его жены нам не дано узнать никогда. Приходится довольствоваться только рассказом Фефе.

Действие происходит в самом патриархальном месте Италии, Сицилии. Фефе – отпрыск древнего рода баронов. Но от его аристократизма ничего не осталось, кроме полинялого фасада. Стычки в семье происходят такие бурные, что ничем не отличаются от ругани в самых заброшенных лачугах.

Огромный, обветшалый особняк с заросшим садом, где легко можно представить сцены из фильмов ужасов. Всё это выглядит как полный анахронизм, да и сами обитатели под стать своему дому. Во дворе в чанах варят мыло. Как не представить свою дорогую жёнушку, сваренную вкрутую вместе с пахучей массой? Надо видеть выражение лица Мастроянни, лениво прикрытые глазки, вечная папироса в мундштуке в углу рта, сеточка на голове для сохранения формы причёски. Этакий олух царя небесного.

Ничего не осталось от природной красоты самого актёра – смыто несколькими мазками, открыто смеётся над самим собой, да ещё и зрителя в свою компанию зазывает. Устоять невозможно. Вот он, как фавн крадётся по зарослям на пляже, чтобы сорвать сладкий поцелуй Анжелы. Вот он деловито проходит в ванную комнату, где, подняв жалюзи, можно наслаждаться видом любимой прямо в её постели. И абсолютно ясно, что девушка в курсе этих наблюдений. Она вовсе не невинность из буйных фантазий Фефе.
Фантазии буквально овладевают сознанием Фефе, он не может думать ни о чём другом, как о смерти жены. Куда он только мысленно её не пристраивал. И пристроил, наконец. Ввёл в свой дом художника, которым жена увлекалась в далёкой юности. На слежку за парочкой были брошены технические средства – куплен магнитофон, просверлена дырка в античном карнизе. Прослушивание превратилось в наваждение.

И сработало! Но не совсем так, как мечталось Фефе. Пришлось пройти унизительные сплетни, пересуды, презрение всего городка, подмётные письма «Фефе рогатый!»

Всё это Фефе принял стоически. И даже плевки собственной сестры утёр. Сцена, когда он перебирает анонимные письма и сортирует их по степени оскорблений, просто уморительная.

Так, пробираясь через дебри, выстроенные собственными ручками, он движется к заветной цели – Анжеле. В сцене на яхте перспектива его брака заявлена откровенно и уничтожающе. Ради чего он так тщился? Чтобы замкнуть порочный круг? Но он не видит, что проделывает его молодая жена, и вполне возможно, покорно возьмёт на себя роль той, которую так лихо убрал с дороги.

P.S. Обратите внимание на великолепное музыкальное сопровождение картины «Развод по-итальянски». Композитор Карло Рустикелли («Серафино», Невероятные приключения итальянцев в России»).

2 комментария to Развод по-итальянски \ Divorzio all’italiana (1961) – реж. Пьетро Джерми

  1. Dorohuncio:

    Я посмотрела «Народный роман» и мне теперь нужен перерыв от итальянцев. Я вспомнила что это совершенно не мой темперамент и они меня очень быстро утомляют.

Добавить комментарий для Dorohuncio Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *