Отходная молитва \ A Prayer for the Dying (1987) — режиссёр Майк Ходжес

«Отходная молитва» это суровая драма об одиноком террористе из организации ИРА, который после очередного террористического акта решил выйти из дела. Но он отлично знает, просто так ему уйти не дадут. Роль Мартина Феллона одна из лучших в карьере Микки Рурка.  И пусть кому-то не нравится, что его волосы выкрашены в рыжий цвет, чтобы подчеркнуть в нём ирландские корни, мне нравится его герой, раздираемый противоречиями. Рурку великолепно удалось передать многогранность Мартина – за внешностью холодного убийцы скрывается тонко чувствующий человек.
Майк Ходжес известен, прежде всего, своим сумасшедшим криминальным боевиком «Убить Картера». Эта картина, снятая в завораживающем ритме и леденящих холодных цветах с героем, человеческие качества которого трудно определить, положила начало целому сонму подражателей.

Когда режиссёр взялся за экранизацию бестселлера Джека Хиггинса, он пригласил американца Микки Рурка, находившегося на пике славы после таких успешных фильмов как «Год дракона», «9 1\2 недель»,  «Сердце ангела» и «Бойцовая рыбка». Идея сыграть члена ИРА настолько Рурку пришлась по душе, что он отказался от денег. Но результат его не обрадовал. Фильм резали все кому не лень – от режиссёра до продюсеров. Критики набросились на картину, не оставив от неё камня на камне, называя её слезливой мелодрамой, опошляющей благородные идеи ИРА.


И действительно, фильм очень далёк от решения религиозных и политических проблем Северной Ирландии. Да и организация под названием ИРА предстаёт в каком-то искажённом свете. Но всё это буквально отступает на второй план, потому что невозможно сопротивляться обаянию Микки Рурка. Его герой Мартин после неудачно проведённой операции, в результате которой погибли дети, вдруг прозревает.

Наверное, так и случается – однажды человек понимает, что больше так жить нельзя. Он бежит из Белфаста в Лондон, а за ним в погоню посылают двух товарищей, задача которых либо вернуть заблудшую овцу в стадо, либо покончить с ней.

Лиам Нисон в роли беспощадного товарища по партии убедителен до дрожи в коленках – не дай бог попасться ему на пути. Но ещё страшнее его напарница. Она рядом с ним, чтобы проследить за ним, если он дрогнет. И Нисон дрогнул в отличие от своего героя в «Заложнице».


Герой Рурка, Мартин, должен выполнить ещё одно задание партии и тогда его точно оставят в покое. Но задание это совсем не политическое убийство, а мафиозная разборка. Свидетелем убийства становится священник (Боб Хоскинс) и чтобы его не убивать, Мартин исповедуется.

Согласно правилам, священник связан по рукам и ногам тайной исповеди. Вроде бы всё улеглось, но криминальный босс Джек Михан (Алан Бейтс) требует убрать священника. Мартин возвращается в церковь, где застаёт сестру священника за игрой на органе. За разговором между террористом и слепой девушкой (Сэмми Дэвис) устанавливается глубокий душевный контакт.

Символично, что слепая видит больше, чем блуждающий в темноте зрячий Мартин. Девушка привлекает его своей верой и искренностью, и он стал захаживать в церковь к огромному неудовольствию брата девушки. Мафиозный босс приказывает убрать всех сразу, взорвав церковь.


Фильм «Отходная молитва» буквально пронизан горестной меланхолией. Красной линией проходит тема, что там, где гибнут невинные, это уже не борьба за справедливость и свободу, а омерзительный терроризм. Именно осознание этого приводит Мартина к его моральному поражению. Несмотря на своё желание уехать, он остаётся и плывёт по течению событий, наблюдая за осиным гнездом, где копошатся мафиозные ублюдки. Свои делишки они проделывают под прикрытием респектабельного похоронного бюро, а сам босс – настоящий гений в гримировании трупов. Он настолько помешан на своей работе, что предпочитает находиться в одиночестве, любовно снаряжая умерших в последнюю дорогу. Алан Бейтс в роли Джека Михана вызывает ужас и отвращение.


Когда Мартин понимает, что только он может защитить беззащитного священника и его сестру от бандитов, он сразу же видит в этом свое искупление. Перед священником (в этой роли великолепен Боб Хоскинс) встаёт не менее важный вопрос «А есть ли границы прощения, зная как морально слаб человек?»


Мартин пьёт вcю горькую чашу падения до самого дна. Он знает, что погубил свою душу, и весь его путь в фильме это поразительный портрет измученной, истерзанной души. Все трое ведущих героев по-разному относятся к вере. Герой Бейтса, поддерживая церковь финансово, демонизирует смерть. Герой Хоскинса верит в добрую человеческую сущность и спасение души Мартина. А герой Рурка застрял где-то посерёдке.

Священник – первый человек в жизни Мартина, готовый его простить, но тот слишком поглощён ненавистью и отвращением к самому себе, чтобы в это поверить. Священник говорит ему, что человек не может жить без прощения. И фильм «Отходная молитва» это не триллер об ИРА, он о тех, кто низко пал и на самом дне просит о прощении. Мафиозного босса только могила исправит. У Мартина есть и совесть, и сострадание, но совсем не осталось времени, чтобы насладиться отпущением грехов.

2 комментария to Отходная молитва \ A Prayer for the Dying (1987) — режиссёр Майк Ходжес

  1. Tim:

    Со мной в общаге в прошлом году дядька из ИРА жил с татухой калашникова и IRA на груди. Ему из-за этих татух визу в Англию не давали.
    Как он меня заколебал своими рассказами о том, как их учили убивать коммунистов.
    ))

Добавить комментарий для Tim Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *