«Мы» и доппельгангеры с нами. Или против нас?

В связи с выходом на экраны хоррора «Мы», где, по сюжету, доппельгангеры буквально навалились на семью на безмятежном отдыхе, захотелось снова вернуться к этой неисчерпаемой теме. В картине Джордана Пила («Прочь», «Американская семейка», «Фарго») играет Лупита Нионго, получившая Оскар за роль рабыни в «12 лет рабства». Рядом с ней на этот раз Элизабет Мосс и Уинстон Дьюк. Фильм очень хвалят те, кто успел напугаться на предварительных показах, называя его ужастиком всех ужастиков.

Доппельгангер, а правильнее «доппельгенгер», это двойник человека, проявляющийся как тёмная сторона личности, как противопоставление ангелу-хранителю. Его появление предвещает смерть. По крайней мере, так трактует двойника романтическая литература 19 века. Некоторые писатели наделили двойника чертами призрака и вампира – он не отражается в зеркале и не отбрасывает тени. Это сполна воплотил на своих полотнах художник прерафаэлит Данте Габриэль Россетти. У него даже есть картина, прямо отсылающая к доппельгангерам – «Как они встретили самих себя». Чем не сцена их хоррора?

Влюблённые, гуляя по мрачному лесу, натыкаются на свои физические копии. Женщина, у которой в жилах течёт настоящая кровь, падает в обморок, а её мужчина хватается за шпагу. Двойников обрамляет свечение, выделяя их мистическое происхождение.

У Россетти есть и другая картина «Леди Лилит».

Дверь приоткрыта в будуар, где его хозяйка расчёсывает свои прекрасные, узнаваемые всеми, волосы. Но что мы видим в зеркале? Нет, не её лицо, а крону дерева с листьями. Словно в зеркале отразилось то, что встретит Фанни Корнфорт, любовницу и модель художника, совсем скоро – смерть.

Самим появлением названия  «доппельгангер» мир обязан романтическим поэтам из Германии. Это их герои стремились к недостижимому идеалу – соединить возвышенное и земное, достигнув, таким образом, вечности. И на этом поле постарался мрачный сказочник – Эрнст Теодор Амадей Гофман. Его «Эликсиры сатаны» и «Песочный человек» далеко не детские сказки на ночь. Меня всегда пугали его истории, даже «Щелкунчик и Мышиный король» имеет такого персонажа, как Дроссельмейер, чьё появление меня до сих пор приводит в ужас. А его странное отношение к крестнице Мари? Не находите? Но это о другом. Невозможно в такой жуткой теме о двойниках обойти Эдгара По и его рассказ «Вильям Вилсон», где рассказывается о годах учёбы в Англии и постоянном противостоянии с мальчиком, абсолютной копией рассказчика. В дальнейшем выясняется, что они и родились в один день. Все их путают, они словно братья-близнецы. Соперничество-ненависть-вражда-смерть. Затем этот рассказ в переформатированном  виде был перенесён на экран в виде немого фильма «Пражский студент».

Кстати, тема двойников необязательно вся мрачная и безысходная. Например, «Принц и нищий» Марка Твена. Такая любимая история, ведь правда? Или «Узник крепости Зенда»? Не видели? О, как много вы потеряли. Немедленно смотреть! Такая романтическая история, что мало фильмов можно с нею сравнить.

Но почему-то всё равно доминирует в теме двойников минор, упадничество, наваждение,  и смерть.

У Альфреда Хичкока есть фильм «Головокружение». Мне очень нравится картина. Мне кажется, режиссёр поймал правильную ноту происходящего. Именно головокружение вызывает всякие видения, когда легко ошибиться и потерять связь с реальностью. Такой жанр кинематографа как психологический триллер в самую пору доппельгангерам, они очень хорошо в нём обжились. Я вспоминаю очень давний фильм, который точно смотрится как триллер, «Анастасия» (1956). Я со страхом наблюдала, как из женщины с улицы (Ингрид Бергман) Юл Бриннер лепил образ Анастасии, дочери русского царя Николая. И как она с этим постепенно сживалась, убеждая родственников, что это именно она, ей удалось избежать смерти. Жуть.

(Читайте мой пост «Доппельгангеры, двойники и просто фрики: топ 15 фильмов)

Эту тему не обошла и научная фантастика. Вот уж кто научился копировать человека, так это инопланетные товарищи. «Похитители тел» — двойниковый кошмар. Вот так приходишь с работы с полными сумками, а дома уже мой доппельгангер – варит, жарит, стирает, гладит. И я никому не нужна. Постель? Да и там двойник управится, как мне кажется. Остаётся одно. Стать чьим-то доппельгангером))

Читайте посты, связанные с прерафаэлитами:

Фанни Корнфорт обрела могилу

Женщина французского лейтенанта

 

2 комментария to «Мы» и доппельгангеры с нами. Или против нас?

  1. AlexSandra:

    Я видела «Прочь». Фильм интересный, я болела за героя Калуя, желая ему удачи в расправе с предательницей-подружкой. Почему-то не возникает желание бежать в кинотеатр и смотреть»Мы». Поднадоели фильмы об «обиженных неграх», даже если они сами себя обижают.

    • georgina:

      Сейчас ополчились против Лупиты — она там в фильме, якобы, оскорбляет людей с ограниченными возможностями.

Добавить комментарий для georgina Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *