10 лучших ролей Ирины Купченко

Без всякого повода захотелось вспомнить любимую актрису Ирину Купченко и её роли.  День рождения эта актриса отмечает 1 марта, и поздравлять её нелепо. А выразить свою любовь и признание никогда не поздно, поэтому с огромным удовольствием открываю в своей памяти те файлы, где она и её божественный талант.

 

  1. Дворянское гнездо – 1969

Похоже, что именно Андрей Кончаловский явил миру актрису Купченко.  Это самый первый фильм в её фильмографии, и с этим режиссёром будет ещё несколько. Фильм снят по роману Ивана Тургенева, самого европейского из всех русских писателей, вечного странника, воспевавшего потерянное родовое гнездо. Ирина играет Лизу Калитину, девушку, в ком воплотились все идеалистические представления странника Лаврецкого, в котором угадываются черты самого писателя. Лиза умна, скромна, религиозна и, что немаловажно, хороша собой. Женатый Лаврецкий потерял голову, да и Лиза влюбилась без памяти. Прочитав объявление в газете о смерти жены в Швейцарии, он решил, что у него развязаны руки и объяснился Лизе в любви. Но, как в самых низкопробных романах, известие оказалось ошибочным, и жена явилась предъявить свои права. Жену играет великолепная Беата Тышкевич в самом расцвете своей красоты.

  1. Дядя Ваня – 1970

Ещё один совместный фильм Купченко и Кончаловского. Мне  кажется, режиссёр и все его актёры уловили дух Чеховсих героев. После этой картины трудно воспринимаются многочисленные постановки на сцене. И даже самого Кончаловского, где в роли Софьи нынче 44-летняя жена режиссёра Юлия Высоцкая, а не молодая девушка возраста Купченко, которой было 22 года во время съёмок. Возраст, конечно, не главное. Талант обязателен. Купченко, несомненно, талантлива,  и это проявляется в каждом её движении. Её Софья ранимый, тонко чувствующий человек. Она живёт в имении вместе с дядей и бабушкой, выжимая всё, что можно из хозяйства, посылая деньги отцу и его молодой жене, праздным и бессердечным. Бесконечная покорность обстоятельствам написана на лице Софьи. Образ далеко не бунтарский, вполне вписывающийся в шовинистический 19 век. Редкие всплески бунта, осознание себя и своего места в жизни чередуются с погружением в чувство вины и угрызений совести – ничего не изменится в её жизни во веки веков.

  1. Романс о влюблённых – 1974

Третий фильм Кончаловского и Купченко. Невероятный хит в СССР. Просто фурор. Любовь. Молодые красивые актёры, Евгений Киндинов, Елена Коренева, Александр Збруев, Владимир Конкин. Джинсы, мотоциклы, хоккей. Песни Александра Градского. Всё ужасно красиво, солнечно, ярко. В первой части. Вторая, мрак и отчаяние влюблённых, разведённых по разным людям из-за нелепой трагедии. Именно во второй части появляется Ирина Купченко. Её роль – смиренная утешительница убитого горем влюблённого Киндинова. Медленно, но верно она отвоёвывает его сердце у Кореневой. Все эмоции отвергнутой, униженной и, наконец, торжествующей женщины в игре Купченко доведены до совершенства. Она органична, как всегда.

  1. Чужие письма – 1975

Это очень глубокий фильм о взрослении и манипуляции. В центре истории  девочка-подросток (замечательная Светлана Смирнова), очень быстро осознавшая, как легко взрослые поддаются манипуляциям. Она выворачивает все отношения в свою пользу, разрушая жизнь всех, кто с нею соприкасается. Ирина играет сердобольную учительницу математики, которая берёт девочку к себе от её жестокого брата. Нескоро она осознаёт, что такое эта девочка. И опять Купченко играет женщину, чьё терпение подвергается яростной проверке. Она словно думает: «Посмотрим, не смогу ли я перевоспитать эту девчонку? Не может быть, чтобы на добро отвечали постоянно злом». Наивная.

  1. Странная женщина – 1977

Это мой любимейший фильм. Ирина Купченко в нём блистает всеми гранями. Кто как не она может передать всю гамму чувств влюблённой женщины и пережить все состояния – страсть, ревность, отчаяние. Режиссёр Юлий Райзман  очень точно выбрал Купченко на роль Жени, которая ради своего высокопоставленного мужа оставила работу юриста и стала домохозяйкой.

 

          6. Поворот – 1978

В этой психологической драме Вадима Абдрашитова история развивается так стремительно, что надо быть очень внимательным, чтобы не пропустить поворот, после которого меняется всё в жизни молодых супругов Веденеевых. Олег Янковский  проходит испытание на человеческую порядочность, и его решение выстрадано. Ирина Купченко играет его жену, и она всеми силами цепляется за то, чтобы не дать мужу отправиться в тюрьму. Подкуп родственников жертвы, уговоры, визиты – всё, только не признание вины мужа. Тандем Янковский\ Купченко восхитительно работает на самых чувственных струнах. И это сотрудничество повторится многократно.

  1. Отпуск в сентябре – 1979

В этой картине все великолепны. Эта картина шедевр. Виталий Мельников, в который раз, улавливает дух эпохи, а его актёры воплощают образы, и забыть их невозможно, настолько они вырваны из жизни. Купченко играет жену душевного страдальца Зилова. Жить с ним невыносимо, но она сплошная жертвенность и сострадание. После нескольких лет такого добровольного мученичества она, наконец, сбрасывает этот груз и уходит. Такой шаг даётся нелегко – её сердце раздирается от боли и жалости, она всё понимает и знает, что улучшения не будет. В глазах актрисы скорбь и слёзы.

  1. Без свидетелей – 1983

Один из моих самых любимых фильмов Никиты Михалкова. Он весь сделан на двух актёров – Михаила Ульянова и Ирину Купченко. Это несомненный шедевр. Два часа экранного времени, забыв обо всём, следить за отношениями Ульянова и Купченко говорит именно о высокой режиссуре и гениальной игре актёров. И опять, что поражает в Купченко – постоянная трансформация, переходы из одного настроения в другое, естественные, как в жизни.

  1. Одинокая женщина желает познакомиться – 1986

Об этом фильме совсем недавно писала в связи с юбилеем Александра Збруева. Ирина играет женщину, о которой заявлено сразу в названии картины. Казалось, имея всё, она пускается в рискованную авантюру поиска мужчины по объявлению. В этой истории есть одна решающая правда – мы точно влияем друг на друга. И степень этого влияния зависит от нашей чувствительности. Если мы глухи и намеренно слепые, то никакого контакта не будет. Актриса показывает нам, как её персонаж, самоуверенная, несколько надменная женщина, начинает меняться от встречи с героем Збруева.

  1. Приходи на меня посмотреть – 2000

Узнала впервые, что Олег Янковский режиссёр этой картины вместе с Михаилом Аграновичем. Открытие. Ещё одна картина, где Купченко и Янковский вместе. Ещё «Обыкновенное  чудо», о котором в этом посте не говорю. Это интересный вариант пьесы  Надежды Птушкиной «Пока она умирала…»  Героиня Купченко, Татьяна, с иронией, доходящей до сарказма, посматривает на ухаживания пожилого мужчины, с которым её свела судьба, где решающим стал не перст, а банановая корка. Он поскользнулся, она посчитала, что немного в этом виновата – всё-таки, в её парадной это случилось, он попросил позвонить. Так началось это странное знакомство, перешедшее в любопытство, интерес и, наконец, притяжение. Насмешка, ирония, сарказм – все эти оттенки идеально передают оба актёра. Они в постоянном спарринге, схватке. Такие отношения внушают оптимизм. Их союз будет всегда приправлен острым перцем.

Читайте посты, связанные с Ириной Купченко:

И снова о любви в Советских фильмах

Юрий Богатырёв – самые любимые роли

 

3 комментария to 10 лучших ролей Ирины Купченко

  1. dorohuncio:

    Шикарная актриса. Несколько фильмов не видела, а остальные надо пересмотреть.
    “Без свидетелей” один из мощнейших в моей личной коллекции. Такую бурю эмоций вызвал. “Дядя Ваня” 1970 г. очень нравится, там такой состав шикарный.

Добавить комментарий для dorohuncio Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *