Интерьеры \ Interiors (1978) — режиссёр Вуди Аллен

Фильм «Интерьеры»

Снова и снова я возвращаюсь к фильму Вуди Аллена «Интерьеры»,  думаю, самому сильному в его творчестве.

Это самая бергмановская из всех его картин, самая глубокая и самая печальная.

Если вдруг захочется сравнить его с русскими писателями (а  для этого есть основания, поскольку он знаток русской классики), то это Достоевский и Чехов вместе взятые. Глубокое исследование психологии своих героев, а также сарказм и ирония по отношению к ним — это проявляется в каждом фильме мастера. В фильме «Интерьеры», о котором пойдёт речь, главные героини — три сестры, не две, не одна, а три. Своеобразный привет Антону Павловичу Чехову от американского режиссёра.

Итак… семья в тяжелейшем кризисе. Немолодые муж и  жена на грани развода, и взрослые дочери на пороге создания своих семей. Отец объявляет, что хочет, наконец, пожить для себя. Отдельно от их матери Евы (имя прародительницы выбрано намеренно). Он ждал, когда дочери вырастут. Это случилось. Совместная жизнь не имеет смысла, это холодное рациональное существование в интерьерах, которые создала Ева (Джеральдин Пейдж).

Интерьеры эти безупречны: в изящной гамме серо-бежевых  оттенков — ничего кричащего, контрастного, лишнего — абсолютный минимализм. На поиски каждого предмета она потратила годы, выверяя цвет и согласовывая форму.

В таком же ключе выстроены и отношения – сглажены углы, утверждены рамки и правила, установлены высочайшие планки для каждой из трёх дочерей: поэтесса, актриса и писательница. Будущие мужья, правда, не дотягивают, но разве возможно, чтобы  кто-то дотянулся до её, Евы, дочек?

Муж ушёл. У дочерей своя жизнь, в которую Ева входит, когда пожелает — она ведь отвечает за все интерьеры сразу.

С уходом  мужа нарушился один из таких привычных интерьеров. Первая попытка самоубийства. Попытка связать всех воедино, хотя бы через привычное  чувство вины.

Это ощущение вины перед матерью настолько исказило психику дочерей, что не даёт им никакой возможности жить и работать.

Рената (Дайан Китон)  опустошена, ни строчки не выходит из-под её пера.

Джой (Мэри Бет Хёрт)  преследует  неудовлетворённость собой, где бы она ни пробовала свои силы: в рекламе, фотографии или на сцене.

Только у Флин (Кристин Гриффит), кажется, всё складывается удачно, если не считать, что не получается серьёзных отношений с мужчинами, да кокаин, который у неё всегда под рукой.

У каждой установка на самую длинную дистанцию и обязательно победить, чтобы получить признание самого главного судьи на земле, матери.

Джой однажды говорит ей с болью:

«Мама, ты слишком  совершенна для этого мира. Ты создала все  свои интерьеры, чтобы контролировать их, там не осталось места для нас, разве, что для Ренаты»

Все в этой драме пытаются говорить обнадёживающие слова, раздают комплименты. Эти люди всё могут объяснить словами: свои душевные  состояния и чувства – интеллекта и образования им не занимать. А что в их интерьерах души, какая правда?

Новая жизнь устремляется в  привычные интерьеры, и они расползаются прямо на глазах: Джой  беременна. Она не хочет ребёнка, называет  это полным абсурдом. Она ещё не нашла себя, не стала совершенной, достойной высоких целей, поставленных матерью.

Отец (Эверетт Гиллеспи Маршалл) приводит свою подругу, чтобы познакомить с дочерьми и получить их благословение на брак. Так появляется Пэрл (Морин Степлтон) — резкий контраст в серо-бежевом интерьере семьи.

Крупная, яркая, в кроваво-красном платье. Жизнь так и прёт из неё.

Интересно, что режиссёр не использует дешёвый приём в фильме «Интерьеры» и не делает Пэрл какой-то молоденькой длинноногой соблазнительницей. Она того же возраста, что и Артур. Она примитивна и не скрывает этого. В глазах дочерей своего избранника она полная противоположность их матери, утончённой рафинированной матроны. Но в каком восторге от  неё мужчины, мужья Ренаты и Джой!

Наконец-то, не надо прикидываться кем-то и вести заумные разговоры, не надо напрягаться под чьим-то изучающим и осуждающим оком.

Дочери впервые видят своего отца таким расслабленным. Он танцует, ухаживает за Пэрл.

Джой, видя, как отец слизывает крем с пальцев своей подруги, вскрикивает :

« Мне кажется или здесь правда слишком жарко?»

Эта сцена для неё невыносима, словно она стала свидетельницей  чего-то недозволенного, постыдного. Кульминацией вечеринки становится сцена, где Пэрл, разойдясь в танце, задела одну из ваз и та разбивается вдребезги. Зловещий знак и даже сама Пэрл испугана. Она в ужасе смотрит на черепки на полу. Чья жизнь разобьётся? Кому эта чёрная метка? А за окном беспощадный океан и на его фоне маленькие фигурки людей.

Фильм Интерьеры — это великолепно рассказанная история с безупречной игрой актёров и острыми диалогами. Операторская работа завораживает глаз- так красива картинка! Повторюсь, «Интерьеры» — лучшая работа Вуди Аллена.

Посмотреть фильм Интерьеры

6 комментариев to Интерьеры \ Interiors (1978) — режиссёр Вуди Аллен

  1. dorohova_t:

    Обязательно посмотрю :).

  2. Ирина:

    Эта червоточинка, эта тянущая душевная боль, наверное, должна быть у людей утонченных творческих профессий. И, по-видимому, мать — Ева тут виновата разве что тем, что «насумасбродила» в генотипах дочерей. Ну и да — создала матрицу рафинированно-аристократического образа жизни для них в детстве.
    И все же, мне кажется, проблема не в матери. А в том, что мы упиваемся собой всю свою жизнь, не в силах оторваться от неугомонных самосозерцания и рефлексии. Это не может сделать Рената, моментально впадающая в тихую злобу, если получает упрек или просьбу о чем-то не своем. Она как-то вяло помогает мужу пережить скорбь от своей несостоятельности. Не может, по-моему, самая искренняя и самая чувствующая героиня Джой, так как не может вынырнуть из стихии безуспешного поиска себя, сделать спасительный вдох (почувствовать, обрести жизнь и мир). И конечно не в состоянии молодая Флин — ее мучения еще впереди, а пока кокаин помогает….
    Почему же они мучаются? Вульгарная Пэрл — самая привлекательная фигура в фильме — искренняя, простоватая, живо и радостно принимающая мир. Она — как свежий ветер — ворвалась в удушающе-классицистические декорации жизни семьи. Но почему, почему, я вас спрашиваю, этот свежий ветер должен быть пыльным, с резкими вульгарными запахами звуками? Почему нужно обязательно вмешательство какой-то пошлой силы, чтобы обновить аристократическую систему. Разве она сама не может самовозродиться?

    • georgina:

      Очень признательна Вам за такой развёрнутый комментарий, скорее, впечатление от картины. Согласна с Вами во всём, кроме одного — я считаю именно мать главной проблемой этой большой семьи. Она для меня перверсант, сломавшая жизнь всем, начиная с себя (переделаться уже невозможно, остаётся одно — утопиться), мужа (бедный стоик! Вопрос к нему остаётся — «Почему не сумел вложить своё видение мира в дочек?») и девочек, замечательных по сути, но с такими претензиями к миру, людям, что страшно за них. Они запрограммированы матерью на стремление к совершенству. Вспомните, как одна из них говорит: «Мама, ты слишком совершенна для этого мира». Господи, какой страшный «комплимент». В подтексте — «Скорее его покинь, чтобы обрести другой, более совершенный мир».
      По поводу Вашего вопроса об обновлении системы, подозреваю, не ко мне, а в вечность)) Но всё же выскажу своё скромное мнение — не обновится она без пошлой силы, гнилая насквозь, отгородившаяся от остального мира, нас с Вами (да, да!) и играющая в свои мерзкие игры превосходства.
      Обожаю этот фильм Вуди Аллена за его вот такие вопросы к зрителю.

  3. dorohuncio:

    Бесчувственная женщина, возможно с поздно диагностированным психическим расстройством, вырастила детей не понимающих что такое чувства и эмоции, привязанность, поддержка. Навряд ли она вообще могла по-другому, это же женский вариант «человека в футляре». Тот случай когда вроде бы никто не виноват, но все несчастливы. То чего недодали в детстве, ничем уже во взрослом возрасте не компенсировать. Ведь если не показали как можно жить не по расписанию, не по извращенному шаблону больного человека, испытывать не только одобренные эмоции — это настоящая катастрофа. А тут вся семья варится в этом взаимном отвержении и неприятии, в этом тухлом церемониале и вазочках, которые дороже отношений. О каком внутреннем оздоровлении идёт речь, если в семье ни одного не покалеченного человека нет.
    Перл для них, похоже, первый пример нормального человека с простыми и здоровыми желаниями, с главным желанием — получать радость от жизни и не испытывать за это вину. Первый с кем они столкнулись так близко и не по своей воле, думаю таких людей в их окружении просто быть не могло и не из-за интеллектуальных или классовых различий, а из-за невозможности принять чье-то право дарить и брать теплоту просто так.
    Очень показательно как при первой встрече зятья мгновенно попали под обаяние Перл. Тут не удивляет и скоропостижный брак отца, как-то сразу верится что это то что им обоим нужно. На самом деле Перл, я думаю, их единственный шанс хоть немного вытащить колы из задниц.
    Мне не показалось что у их отца вообще какое-то видение мира было, отличное от супруги, подозреваю что он всю жизнь занимал позицию невмешательства, его скорее всего многое устраивало, как не крути прожил он с женой очень долго. Не встреть он Перл, не удивилась бы его возвращению в семью.
    Тема ужасная. Один больной человек воспитал ещё трёх покалеченных, которые в свою очередь все это семейное дерьмо понесут своим детям. Какой-то адский круговорот.

    • georgina:

      Да, отец, скорее всего, просто нёс деньги в семью, а жене отдал право воспитывать дочек. Интересно, как скажется такой уход матери на жизнях детей. Лично мне кажется, что в характере этого персонажа забить главный гвоздь — добить всех чувством вины — «Я ушла. Живите. Посмотрим, что у вас из этого выйдет». НЕ верится мне, что выйдет. Усугубится.

  4. dorohuncio:

    Мне кажется уход тут уже ничего не изменит, она с ними все уже сделала в детском возрасте. Хуже не будет, а Перл со своими пуфиками и танцами дарит надежду.

Добавить комментарий для dorohuncio Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *