Невыносимая лёгкость бытия \ The Unbearable Lightness of Being (1988) — режиссёр Филип Кауфман

 

The-Unbearable-Lightness-of-Being-1988-poster

В названии фильма Филипа Кауфмана «Невыносимая лёгкость бытия» ключевое слово «невыносимая».  Фильм рассказывает историю молодого талантливого хирурга, который скользит по поверхности жизни, не имея никакой ответственности ни перед кем. Его личная жизнь связана только с поисками всё новых партнёрш по сексу и это чистая физиология, и душевные струны молчат, так он умудряется избегнуть любой привязанности, одиночество для него свято. В конце концов свобода, к которой он постоянно стремится, становится невыносимым бременем.

Рецензия на фильм Невыносимая лёгкость бытия

Свободолюбивого героя зовут Томаш (Дэниел Дэй-Льюис), он живёт в Праге, время действия 1968 год, незадолго до приснопамятных событий, когда в Прагу вошли Советские танки. Тут не могу не заметить, как удачно Милан Кундера выбрал исторический фон для своей истории. Кто бы в литературном мире заметил очередную любовную историю, если бы не фон. А тут и борьба за независимость, и сексуальная жизнь идёт полным ходом. Я всё время думаю, какой идиотизм проявили наши тогдашние правители, введя войска в Прагу, выполняя свой интернациональный долг. Пусть бы чехи разбирались сами со своей оппозицией, а нашу страну не поливали бы на всех уровнях за ту пражскую весну. Но тогда  у Милана Кундеры не было бы веской причины искать убежища во Франции. Кстати, он так и не вернулся в свою свободную страну. Но это лирическое отступление.

У Томаша есть подруга по имени Сабина (Лена Олин), она полностью разделяет его взгляды на жизнь. Эмоционально они чужды друг другу, но физически идеальная пара. Лена Олин и Дэниел Дэй-Льюис показывают чудеса техники в этом самом откровенном со времён «Последнего танго в Париже» фильме. Однажды доктор отправляется в маленький городок, где он проводит операцию, а потом болтается, не зная, куда девать время до отхода поезда.

 

Городок знаменит своими минеральными водами, и Томаш заходит в одну из купален, где мужички прямо в воде играют в шахматы. Сюда же со всего маху прыгает в воду молодая женщина. Томаш следит за её ловким телом, а потом следует за ней прямо до её места работы в зачуханном станционном кафе. Для Томаша начинается привычная игра, сексуальная охота, где он неподражаем. Сцена поединка взглядов  Терезы и Томаша  и смешит, и трогает одновременно.

Оба читают книги. Он, чтобы убить время. Она для обязательного пополнения культурного багажа, её книга «Анна Каренина». Потом они гуляют, потом он уезжает в Прагу, но уже понятно, что что-то между ними произошло, случилась какая-то привязанность. Она приезжает к нему в город вместе с чемоданом, и вопреки своему принципу не позволять женщине оставаться в своей квартире на ночь, он приглашает её задержаться.

В конце концов, они поженились. Он предал свой кодекс лёгкости и свободы.

Любовные переживания Томаша и Терезы проходят в гуще революционных событий. Я думаю, это самые яркие воспоминания всех чехов за всю их многовековую историю, не считая Гуситских войн. Тереза вдруг становится блестящим фотографом и пытается переправить фотографии с поля боя на Запад, рассказать всем, что творят русские оккупанты на её многострадальной земле. Интернета ещё нет, а то бы народ давно собрался под оранжевыми знамёнами. Вскоре Томаш и Тереза бегут в Женеву, где уже давно прячется Сабина. Томаш опять в сексуальном раю, ведь согласно его философии – мухи от котлет отдельно, то есть любовь это одно, а секс это совсем другое.

Тереза начинает догадываться об изменах Томаша, и в свою очередь тоже практикует свободную любовь, но это ей не приносит радости, потому что её сердце устроено совсем не так. Тем временем Сабина получает шанс устроить, наконец, свою личную жизнь с человеком по имени Франц, который ради неё даже бросил жену. Сабина вся в растрёпанных чувствах, не знает, на что решиться.  В один из таких моментов к Сабине приходит Тереза и просит позировать голой для одного мужского журнала. Как-то выходит естественно, что обе женщины раздеваются и фотографируют друг друга. Вся сцена превращается в хорошо поставленный эротический балет.

К этому моменту вдруг начинаешь чувствовать ритм персонажей, начинаешь понимать их жизнь. Фильм «Невероятная лёгкость бытия» весь пропитан ностальгией по ушедшим временам. Эти люди делали глупости, совершали ошибки, но они так надеялись на свой кусочек счастья.  Время преподнесло им сюрприз, и они поплыли по течению, которое контролировать не в силах.

В фильме очень много наготы. Сначала кажется, фильм исключительно о сексе. Но камера не превращает нас в соглядатаев, она не ищет удобных ракурсов, не задерживается, не наслаждается нагими телами. Интимные сцены очень грустные, чувственные, но совершенно безрадостные.
Наверное, главная заслуга в таком ощущении грусти принадлежит всем актёрам. Дэниел Дэй-Льюис  подаёт своего героя с некоторой отстранённостью. У него вид скорее интеллектуала, чем сибарита. Для него занятие сексом это медитация, а не физические упражнения. Лена Олин хороша со своими физическими данными. Джульет Бинош, очень молодая, очень невинная, она пытается  примирить свою любовь с отчуждением любимого. Не знаю, случилось это намеренно или спонтанно, но картина крепко связана с Ингмаром Бергманом. Уже упомянутая Лена Олин играла у великого шведского мастера.  Эрланд Юзефсон, как известно, самый любимый актёр Бергмана, появляется в роли посла в «Невыносимой лёгкости бытия». Ну и наконец оператор Свен Нюквист не позволит забыть яркие сочные ландшафты Чехии.

Судя по всему, персонажи фильма, постоянно занимаются любовью, чтобы забыть о драме повседневности, которая разыгрывается за окном. Для них секс это бегство от действительности, и тут они явно преуспевают. Несмотря на то, что фильм «Невыносимая лёгкость бытия» снискал определённую славу, он, всё-таки, рассказывает не совсем однозначную историю. В нём есть грусть об ушедшем времени, об идеалах юности, о потерях и, конечно, любви. А как же без неё?

трейлер фильма Невыносимая лёгкость бытия

 

2 комментария to Невыносимая лёгкость бытия \ The Unbearable Lightness of Being (1988) — режиссёр Филип Кауфман

  1. dorohuncio:

    Люблю книги Кундеры, интересно будет посмотреть экранизацию.

  2. georgina:

    Бинош никогда не была трогательней, чем в этой картине. Дэй-Льюис просто недосягаем в своём превосходстве над всеми. Иногда я даже думала, что пусть бы Томаша сыграл чех. Когда Он появляется в кафе, он словно из другого мира. Так и спрашиваю себя «А что он тут забыл?»

Добавить комментарий для dorohuncio Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *