Иван (2016) – реж. Алёна Давыдова


Я давно не встречала таких тонких и светлых фильмов о взаимоотношениях отцов и детей, и была уверена, что их не существует в природе, в принципе, в Российском кинематографе уж точно. Чернуха – пожалуйста.

И вдруг такой тёплый луч на беспросветном небосклоне. Зацепилась за эту картину случайно на канале «Культура» и, невзирая на поздний час, смотрела с жадностью. Ушла спать с убеждением, что не всё потеряно в нашем насквозь жестоком и беспощадном обществе. Эту будоражащую картину зовут «Иван». Хотя у меня есть возражение, я бы добавила в название ещё одно имя «Тоня». Такое имя у маленького существа, сумевшего перевернуть жизнь взрослого мужчины. А началось всё с обмана.

11-летняя девочка с собачкой на поводке появляется в квартире Ивана – она говорит, что приехала к бабушке, которой дома нет и что делать, она не знает. Ивану за сорок, у него проблем выше головы, и самая главная на завтрашний день, как попасть на день рождения дочери, с которой видится редко – бывшая жена давно замужем за богатым человеком и они постоянно в разъездах. С появлением Тони начинается этот фильм в жанре роуд-муви, то есть, своеобразной дороги навстречу друг другу двоих, казалось бы, посторонних людей.

За два дня, что пришлось им существовать вместе, Тоня узнала всё окружение Ивана, его друзей, его планы, его страхи. Ребёнок сумел вывернуть всё его существование наружу и заставил взглянуть на себя её глазами. Боишься тёмной комнаты? Так войди в неё. Боишься Чёртова колеса? Ты — трус? Слой за слоем, нехотя, избавляется Иван от сомнений, которые проросли сквозь его смелую и решительную натуру, повязав по рукам и ногам. Совсем недавно он летал на вертолётах, ему была нипочём суровая погода, но после пожара и падения машины, страх парализовал и не дал вернуться в авиацию, теперь он водитель скорой помощи.

За уходом из профессии последовал уход жены, похоже, любимой. Иван живёт как временщик – он строит планы, которым не суждено сбыться, и это понятно всем вокруг – вот откуда такое жалостливо-снисходительное отношение к нему со стороны женщин. И Тоня, этот необычный ребёнок с интуицией мудрой женщины, также прочитала его. Она и приехала к нему в маленький городок, чтобы присмотреться и прочитать.

Это Ивану непонятно, кто она такая и откуда взялась. Зритель уже догадался, что она его дочь и только ждёшь, когда же он пораскинет своими мозгами, забитыми чёрт-те чем и задаст ей главный вопрос. Иван водит Тоню по городу, заходит в свой гаражик, где стоит колымага, на которой ему предстоит отправиться к дочке на крутую вечеринку по случаю её 16-летия. У него нет даже подходящей одежды для такого события, он бегает по друзьям и берёт напрокат странный костюм из реквизита театра, обещая своей знакомой сыграть в пьесе Жука. Через такие мимолётные встречи-столкновения мы узнаём Ивана – словно из разрозненных кусочков паззла складывается большая картина. Эту картину видит Тоня. Эту картину видим мы. Кого же мы видим? Хорошего, доброго человека, неординарную личность. Катастрофа надломила его и полностью перекорёжила директорию жизни. То, что Тоня вошла в его жизнь на этом сложном этапе вовсе не случайность – это предопределение. Вошла, прошлась вместе с ним по его закоулкам и высветила все запрятанные углы.

Несколько раз за картину возникала странная ассоциация с моим любимым фильмом «Успеть до полуночи» Мартина Бреста. Странно, но почему-то Тоня словно повторяла роль Чарльза Гродина, бухгалтера Мардукаса, который за два дня сумел вытащить на свет божий прежнего Джека Уолша (Роберт Де Ниро).

«Иван», несомненно, роуд-муви. Это когда люди познаются в дороге, в движении. Поразительно, что режиссёр Алёна Давыдова нашла идеальный алгоритм этого движения, в котором, как в водовороте, кружится множество разных людей и многие по-настоящему интересны. И бывшая жена Ивана (Анастасия Мельникова) – несколько её мастерских штрихов дают понять, что не так всё лучезарно в её новой богатой жизни, и ещё теплится прежнее чувство к неприкаянному мужу.

Хороша Людмила Бояринова в роли женщины, с которой живёт Иван. Тоня советует Ивану: «Ваня, женись на ней, она хорошая».

Ребёнку виднее. Всю эту картину, эту трогательную историю держит восхитительно прекрасная пара – Кирилл Полухин (Иван) и Полина Гухман (Тоня). Честно говоря, если бы меня спросили, есть ли хорошие дети актёры в сегодняшнем российском кино, я бы сказала уверенно: «Нет». Ошиблась. Полина Гухман – чудо! Не будь такой девочки, вряд ли бы состоялась такая картина.

Маленький аргумент – вы, надеюсь, давно знаете, как хитро камера держит актёров в диалоге. Оба могут вытянуть тяжёлый разговор, камера берёт их попеременно, показывая глубокие эмоции говорящих. Если актёр послабее, то пусть в кадре присутствует один, а другой остаётся в тени. Так вот в сцене главного разговора Тони и Ивана говорит ребёнок и только на ней сфокусировалась камера. Полиночка прекрасно справилась с этой сценой. Но мне не хватило реакции Ивана. Нельзя было не показать лицо человека, который только что узнал, что вот эта замечательная девочка, его дочь. И что теперь с этим делать. Для меня эта сцена стала двойственной – с одной стороны, я убедилась, как органична и талантлива актриса. С другой стороны, режиссёр не доверила сцену актёру? Пусть себе идёт с опущенными плечами, словно под бременем новой ноши? Конечно, это сцена не финальная и следуют ещё две – встреча Ивана со своими товарищами лётчиками, и  сцена на Чёртовом колесе, где Иван делает важный в своей жизни звонок. Кому? Дочке, конечно.

One Response to Иван (2016) – реж. Алёна Давыдова

  1. Заинтриговал обзор фильма, хоть и со спойлерами ;)

Добавить комментарий для Касьяноф Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *