Джентльменское соглашение \ Gentleman’s Agreement (1947) – реж. Элиа Казан

Я не устаю поражаться тому, как раздаются Оскары в Голливуде. Картина «Джентльменское соглашение» отхватила три статуэтки в 1948 году – Лучший фильм, Лучший режиссёр и Лучшая роль второго плана (Селест Холм). Конечно, список претендентов был жидковат: «Перекрёстный огонь», «Жена епископа», «Чудо на 34-й улице» и явный шедевр – «Большие надежды» Дэвида Лина по роману Чарльза Диккенса. Фильм, который и сегодня смотрится с восторгом, в отличие от оскароносного «Джентльменского соглашения».

Не вызывает сомнений, что Оскар был дан единственно за поднятую политическую тему на злобу дня – ущемление прав евреев в послевоенной Америке. И смотреть этот фильм можно только из исторического любопытства, всё время удивляясь – «Неужели у них такое было»? Оказывается, было. Ущемляли. Не принимали на работу, не селили в отелях, не хотели иметь евреев в своём районе и т.д.

Фильм снял Элиа Казан («Великолепие в траве», «В порту», «Трамвай «Желание»), очень хороший режиссёр. Тот самый, который выдал своих однопартийцев во время охоты на коммунистов в 30-е годы. Эти люди были изгнаны из киноиндустрии навсегда.

Орсон Уэллс сказал о нём: «Казан променял свою душу на плавательный бассейн». Стукач, предатель, насколько он искренен в еврейской теме своего триумфального «Джентльменского соглашения»?  Сколько души он вложил в эту картину как художник, а сколько расчёта? Я увидела лишь холодный расчёт. Назидательность, наигранность и скука – вот что в сухом остатке вынесла из этой картины. И даже мой любимый Грегори Пек не обрадовал меня, хоть он и старался изо всех сил мне понравиться – красивый, статный, с таким подвижным лицом и лучистыми глазами, он, казалось, принял участие в каком-то глупом фарсе. А ведь в 1962 году он сыграет свою великую роль Аттикуса в «Убить пересмешника», где также встанет за защиту обиженных, но какая разница!

Его персонаж, Филипп Грин, получает задание редакции написать серию статей о евреях. Грин переехал вместе с десятилетним сыном и матерью в Нью-Йорк после смерти жены. Она умерла лет шесть назад, и всё это время Филипп жил холостяком, что, по-видимому, показывает, насколько он любил свою жену. По крайней мере, сынишка вспоминает свою мать частенько.

Тем более кажется неубедительным скоропалительный роман и женитьба на первой попавшейся женщине Кейти Лейси, племяннице владельца газеты, куда взяли на работу Грина. Кейти играет Дороти МакГуайр, которая мне порядком надоела после двух картин «Винтовая лестница», «Три монеты в фонтане». Я дала ей третий шанс, и она его не оправдала. Всё, больше никакой Дороти МакГуайр. Её роль должна была стать солидным подспорьем персонажу Грегори Пека, но превратилась в подпорку самого дешёвого уровня. Между ними нет никакого магнетизма.

Её Кейти такая пустая, что зацепиться не за что, ей не веришь ни на йоту. Как мог так ошибиться в ней Филипп Грин, доверив своего сынишку этой женщине в качестве мачехи? И этот человек пошёл на то, чтобы обмануть весь мир, заставив поверить в то, что он еврей? Именно такой трюк придумал «блестящий» журналист и писатель «А не выдать ли мне себя за еврея и испытать на собственной шкуре, каково в Америке  40-х иметь фамилию Гринберг?»

Этой своей супер-оригинальной задумкой Грин делится со своим шефом, тот восторженно одобряет: «Я знал, что ты это сделаешь, Грин» и тут же знакомит его со своим друзьями-магнатами, сплошь евреями. Грин тут же им сообщает, что он еврей и будет писать на эту щекотливую тему. Его просят не делать этого, не ворошить осиное гнездо. Типа, сами справимся, дай только время. Им пытался помочь справиться Мел Гибсон, сняв «Страсти Христовы», а потом, напившись, рассказал, кто есть кто. Но отлучили Гибсона от святая святых на долгие десять лет. Потому что в Голливуде еврейский вопрос решён давным-давно. Но Грин-Гринберг ещё этого не знает и сражается, как лев, с ветряными мельницами.

 

Ведь спускался же он к шахтёрам в шахту (в Америке были шахтёры? Открытие за открытием делает для меня этот фильм)), когда хотел написать о них статью. Почему сейчас не должно получиться? Получится. Обязательно получится – тупой, тягомотный фильм (почти два часа) об экспериментах, которые проводит журналист со своим другом Дейвом, евреем, будущей женой Кейт (не посвящая её в журналистскую игру), её родителями, махровыми антисемитами. Зато зритель получил несколько морализаторских лекций о равенстве всех людей на земле и первой жертвой этого трёпа стал его милый сынишка, кстати, самый классный во всей актёрской команде.

Мне нравилось наблюдать за ним – вот он достаёт мюсли, наливает молоко и добавляет маленькую ложечку сахара. В Америке тогда ещё не изобрели главное смертельное оружие всей планеты – гамбургер. Все стройняшечки, любо-дорого посмотреть. Ещё одно наблюдение вынесла из картины – поголовно курят все, женщины не отстают. Дороти МакГуайр буквально встряхивает пепел на пиджаки мужчинам. Опять же, ещё жив Юл Бриннер и даже рекламирует Малборо. Он так красиво смотрится с сигаретой в своих длинных пальцах. Кто заставил всю планету курить? Конечно же, Голливуд. Эти его звёзды и звёздочки всех свели с ума своими курительными манерами.

Самое печальное в картине «Джентльменское соглашение» то, что она не вызвала ни сочувствия, ни симпатии к евреям. Как говорили раньше учителя литературы: «Тема не раскрыта, садитесь – два».  Слишком плоские и притянутые за уши истории прозвучали в фильме, в них напрочь отсутствует драматический конфликт. Пытаясь как-то придать истории документальности, режиссёр сделал картину практически без музыкального сопровождения. Не знаю, может, это и ошибка. Иногда лучше поддать жару музыкальным куском прямо по башке, глядишь, объявится и драматизм, и конфликт.

Пожалела ли я время, что потратила на фильм? Да нет. Узнала много нового и интересного. Например, что Америка ненавидела когда-то евреев. А что теперь?

2 комментария to Джентльменское соглашение \ Gentleman’s Agreement (1947) – реж. Элиа Казан

  1. А почему в Америке не должно было быть шахтеров?! В чем прикол?
    Ну, а ненавидеть по разным надуманным причинам ловко заставляют по сей день капиталистические власти. Разделяй и властвую, покажи пальцем на любого и обвини его во всех смертных грехах, не забывая кричать ату его и вот народ уже «знает» кто «истинный» виновник его пустого кармана и слипшегося живота. Негры, латиносы, японцы, коммунисты, евреи, список далеко не полный «врагов» настоящего американ ситизена.

    • Наталья:

      Представь, не знала про шахтёров. Пришлось искать информацию. Выяснила, что до сих пор есть шахты и шахтёры) В штате Пенсильвания.
      Рознь всякого рода умело внедряют политиканы — им это выгодно, а люди ведутся. Но в этом фильме всё выглядит как балаган, несерьёзно.

Добавить комментарий для Касьяноф Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *