«Другие» и «Невинные» отлично напугают холодным январским вечером

Давно собиралась посмотреть хоррор «Другие» (2001), спасибо, что Саша подтолкнула. Следом, не останавливаясь, посмотрела «Невинных» (1961), они великолепно идут в паре. Мне показалось, что местами «Другие» передаёт привет «Невинным» и уж совершенно точно хоррору «А теперь не смотри». Обе картины безумно атмосферны. Игра ведущих актрис, Николь Кидман и Деборы Керр, изумительно точная и впечатляет надолго. Поразительно хороши и убедительны в обеих картинах дети. Сразу скажу, что фильмы не из того разряда хорроров, от которых душа уходит в пятки и целую неделю приходится спать с включённым светом, но развитие сюжета интригует, а финальные сцены включают фантазию и заставляют интенсивно размышлять.

История в «Других» состоит из двух уровней – того, что на поверхности, и того, что в действительности. Тот, что в действительности, многократно фантастичнее и ужаснее первого.

Если с первой историей мы как-то уже знакомы по другим картинам этого жанра, то история, развивающаяся подспудно, страшна безумной обыденностью в ней звучит вечная тема преступления и наказания.

Когда на пороге старого поместья, которым владеет Грейс (Николь Кидман), появляется пожилая пара и их глухонемая дочь, понимаешь, что с ними не всё чисто. Но по мере развития истории и сама Грейс начинает вызывать сомнения и предположения.

Её дети, сын и дочь, не менее странные и многозначные.

Странное поместье, странные обитатели и лишь дело времени, когда должны появиться духи, о которых столько говорят. Но как во всяком хорошем ужастике и триллере самое страшное – это ожидание страшного, естественно, со всеми атрибутами этого ожидания – комнат, закрытых на ключ, жутких звуков, огня свечи, надгробий, тумана и заброшенного чердака.

Каждый предмет, взятый камерой в фокус, порождает догадки и напрягает, вопросы так и роятся в голове: Почему мать закрывает каждую дверь на ключ? Кому или чему она не позволяет выйти? Все окна зашторены и днём, и ночью, и она объясняет такую предосторожность заботой о здоровье детей. Аллергия на солнечный свет. Заботливая мать, любящая и преданная жена, ожидающая возвращения мужа с войны – постепенно всё кажется каким-то слишком картинным и постановочным, ненастоящим. Со временем открывается жуткая правда.

Появление в тумане пропавшего мужа и отца детей уже не приносит облегчения, уже понятно, что это дополнительный кошмар в череде ежедневного существования Грейс.

Рассказывать больше, значит испортить впечатление тем, кто станет смотреть картину. Скажу только, что Николь просто восхитительна в роли Грейс. Постоянно отмечала, как она тонко передаёт смену настроения своего персонажа, её напряжённость, отчаяние, желание разобраться в страшной ситуации, попросту найти себя. Мне также очень понравилась служанка Берта – актриса Фионнула Флэнаган — в ней столько жизни и характера.

Режиссёр хоррора «Другие» — Алехандро Аменабар (Ванильное небо, Море внутри). Он сам написал сценарий и музыку, совершенно восхитительную.

На фильм «Невинные» ссылаются всякий раз, когда заходит речь о готическом хорроре. Я так давно собиралась его посмотреть, что желание стало казаться неосуществимым. Если бы не «Другие»!

«Невинные» это готическая классика, в основе вольный пересказ новеллы Генри Джеймса «Поворот винта». Честно скажу, что фильм оставляет двойственное впечатление.  Такая двойственность связана с самим сюжетом, где дети, главные герои, находятся в эпицентре грязных манипуляций и очень трудно привыкнуть к тому, что двусмысленные поступки и жесты десятилетнего Майлза и Флоры вызваны извращенцами с того света.

Время действия – Викторианская Англия. Молодая женщина приходит по объявлению, где требуется гувернантка. К сожалению, на это момент Деборе Керр не 20 лет, как в книге, а в два раза больше. Получив согласие работодателя, она отправляется в загородное поместье, где её ждёт подопечная. С первых кадров на нас обрушивается безумная роскошь увядающего особняка с огромным прудом, скульптурами и заросшим садом. Мисс Гиддонс (Дебора Керр) пришла в восторг от своей ученицы, нового места работы, ей стало казаться, что она попала в рай, а Флора – ангел.

Девочка постоянно вспоминает брата, Майлза, который находится на учёбе в пансионате после внезапной смерти предыдущей гувернантки, мисс Джессел. Внезапно приходит письмо из школы с сообщением, что Майлз исключён из школы за растлевающее влияние на других мальчиков. Это письмо стало холодным душем для гувернантки и вернуло её на землю. С приездом Майлза жизнь в поместье стала приобретать мистические оттенки.

Дети словно зажили параллельной жизнью, полной мрачных и грязных секретов. Словно по пятам за ними следовали мужчина и женщина, он, бывший слуга хозяина. Она, бывшая гувернантка. Оба умерли два года назад. Так как фильм удивительно короткий, всего 1ч. 40, то и нашей героине не пришлось долго сомневаться в отношениях между Флорой и Майлзом. Чтобы вызволить детей из порочного влияния, она идёт на огромный риск, который, в принципе, приводит к чему-то трудно объяснимому.

Конечно, у меня есть своя версия финальной сцены, но я подожду ваших комментариев, поскольку этих версий может быть больше.

Несмотря на чёрно-белый формат «Невинных», впечатление от картинки потрясающее. Игра тени и света, дрожащее пламя свечи, качаемые ветром тонкие занавеси, крутые винтовые лестницы, музыкальная шкатулка с танцующей балериной, постоянно повторяющаяся мелодия, предшественница появления призраков, зловещие ухмылки на лицах детей, умирающие охапки срезанных роз – всё это создаёт гнетущую атмосферу готического хоррора. И музыка всегда к месту, а чаще всего – полная тишина, в которой явственно различим шёпот чужих.

Режиссёр хоррора «Невинные» Джек Клейтон.  Я смотрела его поразительную драму «Путь наверх»(1958) с Лоуренсом Харви и Симоной Синьоре.

У нас на блоге можно почитать рецензии на фильмы с участием Деборы Керр — «Господь знает, мистер Аллисон«, «Чёрный нарцисс», «Узник крепости Зенда»

Текст песенки, которую напевает «невинная» Флора, и которая звучит лейтмотивом в картине

We lay my love and I beneath the weeping willow.
But now alone I lie and weep beside the tree.

Singing «Oh willow waly» by the tree that weeps with me.
Singing «Oh willow waly» till my lover return to me.

We lay my love and I beneath the weeping willow.
A broken heart have I. Oh willow I die, oh willow I die.

Моя любовь и я когда-то вместе лежали под плакучей ивой.

Теперь лежу одна и плачу под тем же древом.

Напевая, «О, моя ивушка», и древо плачет вместе со мной.

Напевая «О, моя ивушка», пока не вернётся возлюбленный мой.

Мы лежали когда-то с любимым под плакучей ивой,

А сегодня сердце моё разбито,

О, ивушка, я умираю. О, ивушка, я умираю

(в свободном переводе).

 

2 комментария to «Другие» и «Невинные» отлично напугают холодным январским вечером

  1. AlexSandra:

    Наташа, спасибо за наводку —«Невинных» не смотрела. Я видела «Поворот винта» 2009 г. с Мишель Докери (думаю, что Деборе Керр она всё-таки уступает) ,но книги Генри Джеймса у меня вызывают двойственное впечатление.
    Представляешь, я с «Другими» познакомилась на 2 мес беременности ещё на видеокассете. Муж смотрел до этого в кинотеатре в столице,и он был категорически против этого киносеанса, но разве может нормальный мужчина победить в споре беременную женщину?!
    В итоге я таки порывалась неделю спать с включённым светом.

    • georgina:

      интересно, они ВСЕ акценты расставили в Повороте винта в 2009 году?
      Генри Джеймс совсем не мой писатель. Марк Твен (мой писатель) сказал о его книгах: “Once you’ve put one of his [Henry James] books down, you simply can’t pick it up again».

Добавить комментарий для georgina Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *