Рецензия Юлии Енькиной на фильм Темная башня.

Фильм «Тёмная башня» это научно-фантастический фильм Николая Арселя, снятый по мотивам одноименного цикла романов Стивена Кинга.

Интересно, что на афише к фильму «Тёмная башня» представлены только два главных героя: Стрелок и Маг. Этот, казалось бы, маркетинговый ход настраивает внимание публики на противоборство двух сил, тогда как мальчик Джейк, олицетворяющий собой Силу, во имя которой эта битва вообще происходит, уже на данном этапе вытесняется из поля внимания зрителя. Но обо всем по порядку.

Итак, что такое Башня?

Согласно символизму, это ось мира, которая соединяет земное и небесное, по средствам человеческих (духовных, умственных и физических) усилий. Это материальное воплощение устремления человека к Богу. Здесь невозможно ни вспомнить о Вавилонской башне, где Человек уже пытался достигнуть небес, однако в том случае мотивы были выбраны не верные, что собственно и разрушило башню.

Тёмная Башня является щитом и основой мироздания и Стивен Кинг не случайно выбрал именно этот образ. Башня не имеет ограничений в высоте и каждое последующее поколение может достроить свой эволюционный «этаж». Метафорически Башню можно интерпретировать как Традицию, Закон, силу равновесия, фаллос, логос – проявленную силу мира и его духовный ориентир. Башня располагается в центре вселенной, которая по своей структуре напоминает колесо Сансары, собирая в одной точке границы всех миров. Согласно индийским древним традициям, Сансара представляет собой круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных законом Кармы. Колесо Сансары – это солнечный символ, центр которого – солнце, спицы – лучи, окружность – предел материального мира.

Маг или Человек в черном.

Интереснейший персонаж, именуемый «Человек в Черном» или «Маг» преследует цель разрушить ось мира, для высвобождения в него темных сущностей, которые даровали бы ему полную Власть над всеми мирами вселенной. Помимо практической магии, для достижения своих целей Человек в Черном использует группу человекоподобных зверей, облачённых в человеческую кожу. А что есть животное в данном контексте? Как ни специально выведенный тип человека, который живёт инстинктами и низменными, плотскими желаниями. Эти люди-животные потеряли человеческий духовный облик и буквально натягивают на себя кожу, чтобы подобно дрессированным животным исполнять все пожелания своего хозяина.

Задача у человекоподобных животных стоит конкретная: это изъятие из миров детей с особыми психическими способностями, чтобы благодаря их внутренней силе разрушить Тёмную Башню. Почему автор выбрал здесь фигуры детей, а не опытных мудрых старцев, экстрасенсов или магов 5-го  колена? Потому как психическая энергия детей самая чистая, самая творческая, светлая и это энергия будущего поколения, которое будет воспитываться по новым правилам, для жизни в грядущем хаосе.

И в итоге эти существа с человеческой кожей нашли особенного мальчика по имени Джейк, провидца, который способен в одиночку разрушить Тёмную Башню. Джейк в своих сновидениях видит параллельные миры, Тёмную Башню, Стрелка и Мага. Сам мальчик олицетворяет собой Силу Света, которая по своей природе нейтральна, но которую можно использовать либо ради разрушения, либо ради созидания и укрепления мира. Сюжетная линия раскрывается через призму противостояния Человека в Черном и его героя-антипода – Стрелка, защитника Башни. И внимание зрителя захватывает череда сцен — разборок в стиле вестерн между оппонентами, тогда как чувства и переживания главного героя – Джейка, не раскрываются.

Стрелок

Лишь одна из сцен указывает на переживания Джейка, когда сущности, живущие за пределами Вселенной, приходят к нему в виде образа его умершего отца. А что это означает с точки зрения глубинной метафоры души? Отец Джейка символизирует собой Бога. Явление, вызванное сущностями, говорит о подмене Бога на фальшивый образ, который может проявиться полноценно в мир только через душу (человека), который поверит в его реальность. Достаточно только протянуть Джейку руку и проход для сущности будет открыт, но Стрелок вовремя останавливает мальчика. Он, как и Джейк потерял своего отца и всех, кого любил, благодаря действиям Мага. И Стрелок, ищущей возмездие, в итоге уничтожает Мага, а Джейка делает своим приемником и будущим Стрелком.

Особенно символично звучит катехизис Стрелка: «Я целюсь не рукой, тот, кто целится рукой, забыл лицо своего отца. Я целюсь глазом. Я стреляю не рукой, тот кто стреляет рукой, забыл лицо своего отца. Я стреляю разумом. Я убиваю не оружием, тот кто убивает оружием, забыл лицо своего отца. Я убиваю сердцем». Что это означает? Все слова об Отце вновь отсылают нас к Богу и к библейским фразеологизмам, таким как: предстать пред лицом Божием… Согласно Библии, человек на Суде встанет перед лицом Божиим и только чистый сердцем сможет увидеть его черты. Помнить лицо Бога – означает быть душевно открытым в его сторону, осознавать и принимать его силу, любовь. Интерпретировать остальные слова можно следующим образом:

«Я целюсь не рукой, а глазом», — мне не нужно искать цель по средствам материального мира, я вижу суть, заложенную внутри;

«Я стреляю не рукой, а разумом», — я не действую через тело, его желаниями (инстинктами), но руководствуюсь разумом;

«Я убиваю не оружием, а сердцем», — не физически, но душевно – по средством Любви в сердце я поражаю тех, кто просто не может вынести божественный Свет, кто занял теневую позицию по отношению к человечеству, кто забыл лицо Бога.

От Символического к Реальному

Фильм предупреждает о разрушении и констатирует факт уязвимости традиций, моральных догм, человеческого образа и его духовной составляющей, через обработку сознания детей, чтобы впустить в мир будущего — хаос, которым будут править Маг, а помогать воплощению этих замыслов будут люди с нутром животных. Маг олицетворяет собой реальные теневые транснациональные структуры современного мира и религиозных фанатиков, о которых достаточно подробно рассказывает А.И. Фурсов – российский учёный-историк, социальный философ, публицист и кандидат исторических наук, а также О.Н. Четверикова, доцент МГИМО, кандидат исторических наук.

Ключевым смысловым моментом фильма является использование психической энергии детей. Есть замечательная фраза: чтобы победить врага, воспитай его детей. И если посмотреть глобально на современный мир, можно увидеть эти процессы. Основными силами, разрушающими нашу с вами, Тёмную Башню является обесценивание таких понятий как семья, долг, честность и нравственность, — по средствам дешёвого юмора и сарказма; пропаганда ЛГБТ и сексуального просвещения для дошкольников и школьников (пока преимущественно в европейский странах) и ювенальные механизмы изъятия детей из семей без суда и следствия. Далее идёт глобальная подмена смыслов в базовых духовных вопросах, например: недавнее заявление папы Франциска о том, что Иисус впустил в себя грех и сам стал Дьяволом (ссылка на официальную Католическую газету http://skgnews.com/2017/04/08/xristos-stal-diavolom-uchitelstvo-franciska-beret-novye-vysoty/); дискриминация ведущих религий – в погоне за сохранением формы Традиций, духовные институты упускают содержание – об этом очень объемно рассказывает А.И.  Осипов доктор богословия и заслуженный профессор Московской духовной академии, а также А.В. Кураев – российский богослов и проповедник; искусственное возрождение языческих: например американский проект «Родоверы» и «Волхвы» и создание неоязыческих течений и сект: Пастфарианство, Рейки, Белое братство, Саентологи, церковь Сатаны и пр.. Всё это приводит к тому, что человечество склоняется больше к иррациональному, а не рациональному способу мышления, что приводит к искажению восприятия объективной реальности.

Можно смело утверждать, что Маги, то есть тайные элитарные правящие структуры, обрели свой путь выхода из колеса Сансары (круговорота жизни и смерти), но не путем личностного развития и духовного осмысления Бытия и созидание, а через разрушение всей системы ценностей, идеалов, смыслов и достижений всего человечества… И во имя чего же приносятся такие жертвы? Во имя достижения представителями этих структур — бессмертия. Ибо не зачем быть смертным «образом и подобием», если можно стать самим Богом… вот только эликсир бессмертия, видимо находятся в руках (лапах?) запредельных вселенских сущностей, которые вне времени и пространства, в душах людей видят свою собственную амброзию.

One Response to Рецензия Юлии Енькиной на фильм Темная башня.

  1. Berserk:

    Отличная рецензия на фильм с глубоким анализом и прочтением скрытых подтекстов. Рекомендую к изучению и размышлению. Очень со многим согласен с автором. Насчёт Колеса Сансары хотел добавить , что в первую очередь Сансара — это наше собственное эго-цепляние, цепляние за наше «я», которое неминуемо приводит к страданию, причём во всех 6 сферах существования: миры адов, голодных духов, животных, людей, полубогов и богов. Поскольку не преодолено эго-цепляние, то обычные существа вынуждены скитаться по этим мирам, перерождаясь, меняя бесконечное кол-во раз свои физические формы. Самым драгоценным является рождение в человеческой форме, так как именно в этой форме человек способен достичь выхода за пределы этого Колеса Сансары — т.е. преодолеть своё эго-цепляние. Также надо понимать, что не существует какой-то единой сансары, какого-то внешнего места, где все крутятся-вертятся и перерождаются. Нет. Это всегда вопрос нашего личного освобождения. У каждого из существ — своя сансара, своё цепляние за «я». А значит и наше индивидуальное освобождение лежит только на плечах нас самих. Посредством изучения, размышления и медитации — можно в корне изменить заложенные с прошлых жизней пагубные тенденции нашего мышления. Трансформировать неведение в мудрость. Преодолеть все яды нашего пагубного мышления и полностью выйти за пределы нашего эго-цепляния и навсегда покинуть замкнутый круг Сансары. Результатом такого выхода является Просветление. Просветлённое существо — это существо, лишённое эго-цепляния, преодолевшее свою Сансару.

Добавить комментарий для Berserk Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *