Верёвка \ Rope (1948) – режиссёр Альфред Хичкок

Если вы пытались полюбить Хичкока, и ничего из этого не вышло, то советую сделать ещё одну попытку и посмотреть его «Верёвку». Это не самый известный фильм Мастера, зато самый говорливый и вы получите истинное наслаждение от острых как бритва диалогов. Тем более, если принять во внимание жуткий фон, на котором происходит обмен репликами.

Нельзя не отметить, что это самый первый фильм из четырёх, в котором Хичкок снял Джеймса Стюарта. Изумительного, восхитительного Джимми Стюарта, умеющего играть всё, и драму и комедию.

Впереди у него три Хичкоковских фильма, «Головокружение», «Окно во двор», «Человек, который слишком много знал», а позади «Филадельфийская история» и «Эта замечательная жизнь», не менее великих режиссёров Джорджа Кьюкора и Фрэнка Капры. (Да, и чуть не забыла упомянуть самый мой любимый фильм с участием Джеймса Стюарта – «Дестри снова в седле» Джорджа Маршалла. Если вы его ещё не видели, настоятельно советую – бездна удовольствия и юмора).

В основу «Верёвки» положена пьеса Патрика Хамильтона («Газовый свет»), которая, в свою очередь, написана по горячим следам реального уголовного дела «Леопольд и Лёб». Предупреждаю о спойлерах.

Два студента интеллектуала, Филип (Фарли Грейнджер) и Брэндон (Джон Долл) решаются на убийство своего приятеля Дэвида, чтобы произвести впечатление на университетского преподавателя Руперта Кэделла (Джеймс Стюарт) и приглашают его на обед, надеясь, что он не только разгадает их завуалированные истории, но и одобрит преступление —  ведь злодеяние совершено под воздействием его лекций. Вместе с Рупертом приглашены родители жертвы, его невеста, и бывший друг невесты. Всё действие происходит в комнатах, где живут убийцы.

В фокусе постоянно находится высокий сундук, где и спрятан труп Дэвида.

Фильм снят десятью планами, и такой приём позволил выстроить постепенно нарастающее напряжение, которое буквально подпрыгивает, когда гости подходят к сундуку и пытаются в него заглянуть. Театральность происходящего усиливается неподвижностью камеры.

В фильме присутствует чёрный юмор, типичный ингредиент от Хичкока. Персонажи перебрасываются шутками о смерти, при этом орудие убийства, верёвка, переходит из рук в руки, символизируя неразрывность слова и дела.

Разглагольствуя о необходимости убийства в качестве тренировки высокого интеллекта, Филип отвергает всякие моральные принципы – убийство для супер человека это просто интеллектуальная забава, научное познание. Гости, естественно, шокированы и смущены. Вечеринка, устроенная ради триумфа перехода теории в практику, заканчивается на горькой ноте. После ухода встревоженных гостей, Руперт возвращается к своим подопечным, чтобы расставить всё по местам и показать своё отношение к содеянному.

И надо признаться, что лучше бы Руперт не возвращался, потому что последние минуты превращаются в напыщенное морализаторство на тему «Убийство это плохо и надо отвечать за свои поступки».

Здесь Хичкок явно попал под жернова голливудской цензуры, и, видимо, это сделало «Верёвку» нелюбимым детищем самого Альфреда Хичкока. Кроме того, та же цензура не позволила режиссёру продемонстрировать явную сексуальную ориентацию убийц, заставив вырезать несколько диалогов. Убийцы из реальной жизни, Леопольд и Лёб, были любовниками. Актёры, Фарли Грейнджер и Джон Долл, также геи.

Интересно, что, несмотря на провал «Верёвки» в прокате, спустя всего три года Хичкок пригласил Грейнджера в свой фильм «Незнакомцы в поезде». Если всего этого не знать, то вряд ли возникнет хоть какое-то подозрение по поводу отношений Филипа и Брэндона.

Конечно, «Верёвка» не шедевр. Но в нём есть всё то, что станет узнаваемым брендом Хичкока: замечательные диалоги, чёрный юмор и саспенс и блистательный ансамбль актеров.

6 комментариев to Верёвка \ Rope (1948) – режиссёр Альфред Хичкок

  1. AlexSandra:

    Очень хочется посмотреть! Понравились «Головокружение» и «Окно во двор». Джеймса Стюарта обожаю после «Этой замечательной жизни».

    • georgina:

      Опять повторюсь — как много у нас с вами общего! Джеймс такой худой, длинный, нескладный, но такой обаятельный, такой джентльмен, что глаз не отвести. Если Вы не смотрели «Дестри снова в седле», обязательно посмотрите. Моя любовь к нему началась именно с этого фильма. Он там просто красавец.
      Его партнёрша в фильме — Марлен Дитрих. Это совершенно сумасшедший вестерн.

  2. AlexSandra:

    Обязательно посмотрю! К сожалению,страдаю,как можно догадаться,от отсутствия неограниченного доступа в сеть.

  3. Евгения:

    Ya tozhe obozhayu Dzh. Stuarta! Spasibo za recomendatsiyu vesterna, ya etse ne videla

  4. georgina:

    Просто обожаю открывать для хороших людей хорошие фильмы. Хочу, чтобы у вас, мои дорогие, было всегда отличное настроение. Для того и существует качественное кино.

  5. Евгения:

    Отличный вестерн! Джеймс просто неповторим и такой джентльмен :) .

Добавить комментарий для georgina Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *