Великолепие в траве\ Splendor in the Grass (1961) — реж. Элиа Казан

Splendor-In-The-Grass-splendor-in-the-grass-1961-37306640-1024-1024

Эта картина в своё время буквально поразила меня своей искренностью и открытостью в разговоре о сексе. Ужасно понравились актёры – совсем молодые Уоррен Битти и Натали Вуд. Тронула сама история, горькая и драматичная — родители вмешались в отношения своих детей-подростков и искалечили им жизнь.

Казалось бы, сто раз это слышали и видели, но так разбередить душу удаётся не каждой истории. (На ум даже пришёл советский фильм «Вам и не снилось», хотя рассказ Виктории Токаревой гораздо реалистичнее. А также «А если это любовь?)

Время действия 20-е годы прошлого века, то есть, до и после Великой депрессии. Место действия – США, штат Канзас. Ученики старшего класса Дини Лумис (Натали Вуд) и Бад Стампер (Уоррен Битти) влюблены и планируют совместное будущее, едва сдерживаясь, чтобы не начать заниматься сексом прямо сейчас. Бад не желает ждать, но Дини умоляет его подождать до свадьбы. Её семья небольших средств и то, что она встречается с парнем из очень состоятельной семьи местного нефтяного магната, рассматривается как великая удача, а значит, дочь должна выйти замуж девственницей и не дай бог прослыть шлюшкой.

Мать особенно усердствует в лекциях по поводу того, как молодая девушка должна относиться к сексу.


Отец Бада имеет совсем другие виды на будущее сына – впереди у него в обязательном порядке университет, и женитьба никак не должна этому помешать. Недолго думая, он отметает саму идею о ранней женитьбе и цинично советует сыну найти девушку для удовлетворения своих потребностей.
Бад, вопреки своим чувствам и сомнениям, следует совету отца, что приводит к драматическим последствиям в его отношениях с Дини.

В картине невероятно тонко и убедительно показано взросление вчерашних детей. Конечно, актёры давно не дети – Битти -24 года, а Вуд – 23, но вопросов относительно того, почему они играют семнадцатилетних, у меня не возникало. А смогли бы семнадцатилетние актёры сыграть ту драму, которая обрушилась на головы героев? Битти и Вуд смогли это сделать триумфально.
Это первая роль Битти, но настолько уверенно сыграна, что в его дальнейшей актёрской карьере нет никаких сомнений – она будет блестящей (Бонни и Клайд, Багси).

Его Бад разрывается между желанием обладать Дини и боязнью навредить их возвышенной любви.

Такая же пропасть в его отношении к отцу – он и боготворит его, и ненавидит. По крайней мере, он умудрился сохранить свою психику нормальной, в отличие от своей любимой.
Натали Вуд изумительно прекрасна в роли, требующей от неё такого физического и морального напряжения. Её Дини отчаянно мечется между Бадом и матерью. Она хочет спать с Бадом, но боится разгневать мать, которая постоянно давит на её психику. Неудивительно, что всё кончилось тем, чем кончилось. В этой горькой истории я на стороне хрупкой и чувственной Дини. Именно Бад должен был стать для неё опорой, но он решил за двоих, и проиграли оба.


Строчки стихов Вордсворта раскрывают всю суть отношений Бада и Дини. Когда учительница литературы, бесчувственная стерва, просит девушку открыть книгу и прочитать стихи, Дини в тот самый миг осознаёт, что это о ней и её любимом написал поэт в 19 веке. Это она и Бад были тем «великолепием в траве, величием в цветке», которое осталось далеко позади и ей остаётся только идти дальше, черпая силы в воспоминаниях о любимом.


Пара слов об их родителях, хотя кроме грубостей ничего на ум нейдёт. Отец Бада и мать Дини несомненные монстры, но и другие половины внесли свою лепту в то, что полностью уничтожило шансы на счастье их детям. Они просто отмахнулись от своих детей, предоставив своим супругам творить произвол. И куда было их детям податься за советом? Сцена, когда Бад просит совета у доктора, очень показательна для того времени. Все заняли позицию «моя хата с краю», и зачем удивляться тому разладу и полному размежеванию между родителями и детьми в последующих поколениях.
Не могу не сказать о режиссёре Элиа Казане (он турок и его имя Илиас Казанджоглу ) – очень люблю его «Трамвай «Желание» с Марлоном Брандо и Вивьен Ли. Именно этот режиссёр открыл талант Марлона Брандо в своей картине «В порту». И именно Казан снял лучшую картину с Джеймсом Дином – «К востоку от рая». И ещё интересный факт из жизни режиссёра – в так называемую эпоху маккартизма, когда начались преследования коммунистов, Казан выдал своих восьмерых товарищей по партии на допросе в ФБР, и они лишились работы и средств к существованию на долгие годы.

Орсон Уэллс сказал о Казане: «Он променял душу на плавательный бассейн«.

Что бы  ни сотворил этот человек в прошлом, это чёрное пятно на его совести. Но фильмы его впечатываются в память навечно.

«Пусть никогда нам не вернуть тот миг
великолепия в траве, величия в цветке.
Не будем горевать, а будем черпать силы в том что было..»
( Уильям Вордсворт, Ода, Сближения с Бессмертием)

«…nothing can bring back the hour
Of splendour in the grass, of glory in the flower;
We will grieve not, rather find
Strength in what remains behind.»
(William Wordsworth, Ode, Intimations of Immortality)

P.S. Натали Вуд (1938 – 1981) — Наталья Николаевна Захаренко (Гурдина), дочь русских эмигрантов Николая Степановича Захаренко, родом из Владивостока, и Марии Степановны Зудиловой, родом из Барнаула, которые, став гражданами США, изменили фамилию на Гурдиных. Она погибла при странных обстоятельствах в 43 года, якобы, пытаясь поправить канат на яхте.

Читайте по теме «Натали Вуд»:

Стив Маккуин — король хладнокровия и невозмутимости

Кристофер Уокен: «Я обычный человек»

Совсем другой Джеймс Дин

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *