Уроки воспитания в комедии «За бортом» 1987 года

Комедию «За бортом»  1987 года видели все и много раз. Мне кажется, я посмотрела её раз десять, не меньше и всегда обнаруживаю, что открываю для себя какие-то новые слои и смыслы. Словно со временем история, рассказанная в фильме, расцветает и выбрасывает свежие побеги. Вот и тема воспитания, проходящая красной нитью в картине, наконец, обратила на себя моё внимание. Я поразилась, как ещё совсем недавно Голливуд порождал вполне адекватные картины о нормальных счастливых семьях. Прошло каких-нибудь тридцать лет, и всё перевернулось с ног на голову. Итак, о фильме «За бортом» с точки зрения воспитания. Причём, не только детей, но и взрослых.

Героиня фильма «За бортом» Джоанна Стейтон проходит в своей жизни несколько психологических этапов. Самый длинный, в котором она могла остаться навсегда, так и ничего не поняв о жизни и не узнав её уроков, до падения ночью за борт. Рассмотрим подробно.

Джоанна очень богатая женщина с характером стервы и понятно, откуда ноги растут – она повторяет путь и манеры своей мамочки Эдит – их телефонный разговор просто карикатурен:

Грант снова говорит, что хочет ребёночка.

 — Если у тебя будет ребёночек, то ты не будешь больше моим ребёночком

Лицо Голди Хоун, живое и подвижное, мгновенно реагирует на угрозу матери – да, это так, и я хочу оставаться ребёночком. Стерва, мегера, эгоцентрик, чьи приказы и прихоти исполняются мгновенно, она уже не знает, что придумать, чтобы поизмываться над всеми вокруг.

Но муж, при всей его инфантильности, научился обходить все опасные территории. У него есть свои занятия на яхте, и он всегда в них устремляется, когда ощущает близость грозы. В принципе, они отлично сосуществуют – без любви, но каждый со своим личным пространством. Он в рабстве у жены из-за её богатства и ему в любой момент могут указать его законное место.

С появлением на яхте «потнючего плотника», которого наняла Джоанна, чтобы тот смастерил шкафчик для её обуви, ситуация приятно обострилась – она получила ещё одного зрителя и жертву одновременно. Дин Проффит (Курт Рассел) сразу прочитал всю раскладку на яхте.

И когда Джоанна унизила его, наказав деньгами, он ей выдал всё, что думает о её существовании – скука, ей безумно скучно, поэтому она такая законченная стерва. Весь его страстный обличающий монолог прошёл под аплодисменты всей команды яхты. Изменило это как-то её характер? Разве что слегка задело. Она, в принципе, впервые слышит критическое мнение о себе самой со стороны. Забыть, не думать. Мать сразу ей это говорит:

«Тебе так важно мнение какого-то плотника?»

Так бы и прошло и забылось, не наступи в её жизни следующий этап – полное стирание памяти о предыдущем существовании. Какой трюк проделала с ней судьба! Всё стереть, чтобы выстроить заново. А можно было без этого? Вряд ли. В прежнюю Джоанну вряд ли бы вписался Дин со своими мальчишками.

Пока она лежит в больнице после того, как её обнаружили плавающей («фака, фака») среди водорослей и тины, она ещё продолжает линию стервы. Нет, она ничего не помнит, но у неё должен быть адвокат. Разве жизнь её началась только тогда, когда она стукнулась о ковш и потеряла память?

Перерождение Джоанны начинается лишь в доме Дина. Когда она сама становится его рабыней. Будь перед нами не комедия, а триллер, только представьте, чем всё могло бы кончиться. Но Дин очень хороший человек. Замечательный. Он ни разу не перешёл  красную линию и не воспользовался своим положением.

Думаю, это и заложило основу их будущих отношений. Джоанна тоже хорошая, но она пока этого не знает. Всё хорошее в ней убито воспитанием матери. Сцены жизни Джоанны у Проффитов самые восхитительные – одно удовольствие смотреть, как растёт Джоанна. Как из полной неумехи превращается в незаменимого члена семьи, да так быстро! Речь идёт о нескольких неделях. Как преображается затрапезный дом, дворик. Но самое главное преображение  это человеческие отношения. Именно в этом, как оказалось, Джоанна обладает душевностью и добротой. Вспомните, она сразу приняла «развратного» Билли, друга её «мужа» Дина и безропотно таскала для них пиво и кормила обедом, похоже, не в первой. А какую семью она тащила на себе! Пятеро мужиков – покормить, постирать, убрать и школьные уроки. Вот где замечательно проявилась Джоанна – в воспитании детей. Будучи очень внимательной и строгой по натуре, она, никогда не имея дела с детьми, смогла выстроить такие отношения, когда на просьбу Дина сказать, что она им не мать, они упрямо твердят:

«Но она наша мама. Она нам нравится. Нам нужна дисциплина».

Именно Джоанна не даёт им выйти из берегов. В отношениях с ними она проявляет некоторые  черты из «прошлой» жизни: контроль и настойчивость в требованиях. Она быстро подмечает, что Дин редко остаётся вечерами дома и им невозможно поговорить о воспитании детей. На её упрёки в том, что он не занимается детьми, да и сам ведёт себя, как ребёнок,  Дин взрывается, говоря, что он работает с утра до ночи. И добавляет, что у него прекрасные отношения с детьми, они друзья. На что Джоанна отвечает: «Друзей у них полно. Им нужен отец».

Фильм убедительно показывает, как много все они могут друг другу дать. Великолепен эпизод, когда дети обмазывают тарелки клеем, и когда их «мать» берёт посуду в руки, та намертво приклеивается к пальцам. Что бы сделала мегера? Кричала, требовала наказать, истерила. Джоанна всё обернула в игру. И мальчишки это запомнили. Им не надо воевать с ней, их любят. Таких эпизодов несколько. Например, появление Джоанны в школе, когда она быстро расставила по местам завуча и классную даму: «Мои дети умные, и они не нуждаются ни в каких тестах по определению интеллекта, лучше посмотрите на них — они все покрылись пятнами от ядовитого дуба».

После этого этапа, самого поучающего и воспитательного в жизни Джоанны, приходит третий. Под напором матери Грант пускается на поиски Джоанны и находит её в жалкой лачуге с большой семьёй плотника. Память возвращается к ней мгновенно, стоило только увидеть фигуру мужа. Вместе с памятью вернулись вопросы: «Как жить с новыми знаниями в старой жизни?» Джоанна возвращается на яхту только потому, что верит, Дин использовал её, мстил за прежние унижения. Всё, что казалось счастьем, дым. Она в полной растерянности.

Прощание с детьми особенно для неё тяжело – ведь их связь очень прочная. Только оказавшись на яхте в прежней обстановке, она вдруг начинает смотреть на себя со стороны. Какими беспомощными кажутся ей мать и муж! Как естественно ей кажется предложить что-то перекусить и непонятно, почему это вызывает ужас и отвращение у матери и мужа.

Решающим является последний урок от Эндрю, слуги, натерпевшемся от неё из-за её постоянных капризов. Когда она спрашивает его, не считает ли он её сумасшедшей, как все вокруг, он мудро замечает:

«Многие люди живут в своём закрытом мирке. Вам выпал счастливый шанс оказаться в другом круге. Как вы используете новый опыт, зависит только от вас».

Джоанна — отличный воспитатель. Она в равной мере отличная ученица. Я полностью уверена, что её большая семья будет счастлива.

P.S. Режиссёр картины «За бортом» Гэрри Маршалл («Фрэнки и Джонни», «Красотка»).

Музыка Алана Сильвестри

2 комментария to Уроки воспитания в комедии «За бортом» 1987 года

  1. AlexSandra:

    Смотрела много-много раз, обожаю этот фильм. Спасибо, что напомнила — покажу сыну. По-моему, отличный фильм для семейного просмотра, таких сейчас не хватает.

  2. georgina:

    Для семейного просмотра очень советую «Слава моего отца» и «Замок моей матери» — неизгладимое впечатление! Кроме того, не забудь про «400 ударов» и «Царь горы» — есть, что обсудить с сыном.

Добавить комментарий для georgina Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *