Тёмные времена \ Darkest Hour (2017) – реж. Джо Райт

Картина «Тёмные времена» почему-то всё время вызывала у меня ассоциации с исторической драмой «Король говорит» 2010 года. И не только из-за одного исторического периода и одних и тех же исторических фигур, короля Георга VI и Черчилля. Дело в полной идентичности атмосферы и какой-то театральности происходящего. Казалось, сейчас занавес опустится, и пора начинать хлопать в ладоши. Также назойливо теребила мысль: «Принимаю или не принимаю Гари Олдмана в роли Черчилля». Где-то к середине фильма немного отпустило. Когда Олдман зажигал сигару и подносил спичку близко к лицу, я замирала: «А вдруг латекс начнёт плавиться?»

Кроме этого мешала музыка. Композитор Дарио Марианелли. Навязчивая, иногда не к месту бравурная. Актриса Лили Джеймс, как ни странно, не раздражала — её никчемная роль секретарши Черчилля, чтобы только сделать некоторую разрядку и убрать, наконец, камеру с фигуры Гари Олдмана, вносила нотку разнообразия, не более того.

Кристин Скотт Томас в роли Клементины, жены Черчилля,  шаблонна. Немножко тепла, немножко суровости, чуть-чуть интимности и совершенно нелепая вставка с её откровениями о своей жизни.

С удовольствием посмотрела на двух актёров из моего любимого сериала «Гордость и предубеждение»  — Бенджамена Уитроу и Дэвида  Бамбера. Один играет в том сериале мистера Беннета, отца многочисленного семейства. Другой – восхитительный священник мистер Коллинз. Здесь им практически делать нечего – присутственные роли. С трудом узнала Бена Мендельсона в роли короля Георга VI – того, кто заикался и не мог произносить речи публично. В «Тёмных временах» есть некоторый намёк – он говорит с небольшими остановками.

Вообще не узнала Стивена Диллэйна, которого не могу забыть после картины «Пламя страсти». Здесь он в роли  виконта Галифакса, друга короля и сторонник альянса с Гитлером. Грим изменил его до неузнаваемости.

Честно говоря, я не хотела смотреть этот фильм. Не очень люблю исторические фильмы с  политическими дебатами, интригами и дипломатией. К счастью, в этой картине было всего понемногу и если кого-то было очень много, то это Гари Олдмана. Это его картина, его бенефис, его капустник. Мне кажется, он насладился своей работой в этой роли, как положено. За его нахождение в таком гриме и то, что он умудряется работать лицом в крупных планах, честь ему и хвала. Пусть уж он получит свой первый Оскар.

Хотя, если разобраться, Дэниэл Дэй-Льюис значительно более драматичен и глубок в роли портного в картине «Призрачная нить». Но сколько можно? У Дэй-Льюиса уже есть три статуэтки, солить их, что ли.

Что касается самой картины – В фильме показаны несколько майских недель 1940 года – на пляжах Дюнкерка под огнём противника находится британская армия и требуется срочная эвакуация, иначе триста тысяч человек неминуемо погибнет. Любопытная деталь – режиссёр Джо Райт уже запечатлевал этот момент истории в своём триумфальном шедевре «Искупление» — только там Дюнкер показан глазами Джеймса Макэвоя, умирающего под снарядами фашистов. В «Тёмных временах» с Дюнкерка начинается возвращение Черчилля в большую политику. Умиротворяющие переговоры тогдашнего премьер-министра Чемберлена с Гитлером подвели Англию ещё ближе к войне, поэтому появился запрос на человека, способного на противостояние. Отлично показана кухня того, как принимается решение вступать в войну или сдать Британию. Черчилль, известный своими провальными военными операциями, ратует за войну до победного конца, чем вызывает ненависть многих политиков Британии – они ведут переговоры с третьими лицами, чтобы заключить выгодные сделки с Гитлером и сохранить свои привилегии. Картина цитирует многие расхожие высказывания любителя кубинских сигар. И куда же без мифической сцены, где Черчилль спускается в метро, чтобы узнать мнение простых лондонцев о том, надо ли вступать с Германией в войну или вести переговоры о сдаче страны с минимальными потерями в суверенитете.

Он ведёт переговоры с Рузвельтом, просит у него самолёты, флот, но тот отказывает, ссылаясь на нейтралитет Америки в войне, которую ведёт Европа. Вернее, которую не ведёт Европа – страны сдаются каждую неделю, словно в соревнованиях, кто быстрее. Смотреть эту картину грустно, когда знаешь наперёд, чем всё это закончится и закончится ли вообще, если помнить о сегодняшней грозовой ситуации, где снова всё то же и почти всё те же. Появляется устойчивое ощущение, что нас готовят к очередной глобальной войне, которая уже ведётся отдельными очагами то там, то здесь – и славная Британия поспевает всюду.

«Тёмные времена» не лучшая картина Джо Райта. Несомненно, «Искупление» — его самое высокое достижение.  «Анна Каренина» стремится к совершенству. Картина об Уинстоне Черчилле это самый средний середнячок, где возвеличивается  историческая личность очень противоречивая и не такая невинная и пушистая, как её подаёт режиссёр.

2 комментария to Тёмные времена \ Darkest Hour (2017) – реж. Джо Райт

  1. Корзина. А.:

    Спасение английской армии делают великим событием. И ни слова о сепаратных договорах с мерзкий и фашистами.

    • georgina:

      Да, вы правы — приходится только догадываться, сколько всего грязного осталось за кадром. Иначе померкнут «героические» образы победителей второй мировой

Добавить комментарий для Корзина. А. Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *