Таксист \ Taxi Driver (1976)-режиссёр Мартин Скорсезе

«Таксиста» не следует воспринимать как Нью-Йоркский фильм, он не о городе, а о том, что творится в душе человека. Из всего, что составляет Нью-Йорк, он выбирает лишь те элементы, что подпитывают  и усиливают его мании. Этот человек Трэвис Бикл, бывший морпех, ветеран вьетнамской войны, сочинитель обязательных открыток своим родителям к каждому празднику, таксист, убийца. Фильм редко уходит далеко от глубоко личного, очень субъективного восприятия города, который часто обижает героя.
Это место населено прежде всего женщинами, которые не для него. Недосягаемая блондинка, которая, возможно нашла его на секунду привлекательным, согласилась выпить с ним чашечку кофе, а потом обсуждала его с другими, вздыхая «Этот Трэвис такой странный”. А что ещё более жестоко, в этом городе столько мужчин, для которых эти женщины абсолютно доступны, от туповатых продажных политиков до уличных сутенёров. И эти мужчины обладают мистической общей чертой — они все без труда находят дорогу к любой женщине, ни разу не получив отворот поворот.

Теоретически Трэвис мог бы работать в другой части города и получать хорошие деньги, но его непреодолимо тянет на 42 улицу к Таймс Скуэр  к проституткам, уличным  наркоманам и порно. Именно здесь самый безобразный и извращённый секс весь на виду — секс, который покупают, продают и пользуются людьми как товаром. Трэвису это не надо, он ненавидит это, но Таймс Скуэр питаает его злобу. Его сексуальная неудовлетворённость нашла свой выход в  дикой ненависти к подонкам, за которыми он пристально наблюдает. Он пытается разорвать порочный круг, но никак не решится.

[youtube id=»bEJkjMkxJh0″] Он видит красивую блондинку (Сибил Шепард), она работает на нижнем этаже офиса, где расположился выборный штаб кандидата в президенты. Она соглашается встретиться с Трэвисом пару раз. Во второй раз он ведёт её на жесткий порно фильм, она выбегает оттуда в полном омерзении и с этого момента не желает его видеть. Тем не менее, он звонит ей и просит о свидании. Именно здесь, именно этот момент и есть самый главный в фильме.  Режиссёр Мартин Скорсезе даёт нам крупный план Трэвиса, разговаривающего по телефону, а потом, как только девушка ответила отказом, камера вдруг перемещается вправо и смотрит в длинный пустой коридор. Это очень в стиле Антониони. Скорсезе считает этот кадр самым важным в фильме.

Почему?  Потому что, говорит он,  невыносимо смотреть на Трэвиса во время его мучительной боли. Это очень интересно. Ведь немного позднее, когда Трэвис пустился убивать всех направо и налево, камера двигается так  медленно, чтобы мы рассмотрели весь безумный кошмар в мельчайших деталях.

Получается, что Скорсезе считает боль боль Трэвиса невыносимой, чтобы её наблюдать, а убийства — пожалуйста, смотрите! И всё это лишь для того, чтобы лучше понять характер Трэвиса Бикля, а возможно и всего насилия, что происходит в городе. Трэвиса систематически ставили на место, настолько часто, что когда-то он должен был ударить в ответ.

«Таксист» это первоклассный кошмар, и как всякий кошмар он не объясняет и половины того, что нам хотелось бы знать. Мы не знаем, откуда пришёл Трэвис, в чём его  проблемы, получил ли он свой безобразный шрам во Вьетнаме — всё это не предмет исследования картины. Предмет исследования –несколько дней жизни Трэвиса. Есть в фильме эпизод политического митинга, где Трэвис в тёмных очках улыбается странной улыбкой, так как когда-то улыбался Бремер прежде, чем выстрелить в Уоллиса. Эта сцена  говорит всё и ничего. Мы ничего не знаем о его протесте, но интуитивно понимаем о нём всё. Фильм просто шедевр в том, как он вызывает догадки и предположения. В стиле Скорсезе отбирать детали, которые будят эмоции, именно такого эффекта он и добивается. Словно он требует выражения чувств, записанных на полях сценария: «Дайте мне злость, страх, ужас»

Роберт Де Ниро Сердце ангела«, «Безграничный«) в роли Трэвиса Бикля также хорош в показе эмоций  как Марлон Брандо Сайонара«, «Последнее танго в Париже«), даже когда он всячески пытается их скрыть, они всё равно угадываются (в крупных планах камера медленно наезжает на актёра, чтобы вытащить ещё одно откровение).

Сибил Шепард идеальна в роли белокурой богини как никогда. Она как холодный айсберг в океане.

Джоди Фостер в роли 12-летней проститутки, от чего просто волосы встают дыбом, ведь именно её хочет спасти Трэвис. («Девочка, что живёт в конце улицы«)

Харви Кейтель — ветеран всех фильмов Скорсезе (безбашенный маньяк в фильме «Алиса здесь больше не живёт» и самый жесткий полицейский в истории Голливуда — «Плохой лейтенант«). В «Таксисте» он играет сутенёра, контролирует героиню Фостер, блефует, показывая какой он весь из себя жестокий.

Все эти люди видны как сквозь вспышки, словно тьма скоро накроет их всех окончательно. «Таксист» это ад, начиная с первого кадра, когда появляется такси из инфернальных облаков пара до сцены убийства, когда камера словно утыкается в пол. Скорсезе хочет уйти и не видеть как Трэвис переживает от того, что ему в очередной раз указали на место, а нам хочется отвернуться от всей его жизни. Но он всё равно здесь рядом, и он страдает.

статья взята с сайта rogerebert.com

P.S.  Музыку для фильма написал великий композитор Бернард Херрманн, известный своим долгим сотрудничеством с Альфредом Хичкоком. Композитор умер, не дождавшись выхода фильма. Мартин Скорсезе посвятил свой фильм «Таксист» композитору Бернарду Херрманну.


Оцените, пожалуйста, статью: Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4 (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *