64 фестиваль в Каннах. Без шедевров.

Если и можно говорить о нескольких хороших фильмах, показанных в Каннах, то о настоящих шедеврах речь даже и не идёт.  Главные работы конкурса таких тяжеловесов как Вуди Аллен, Терренс Малик, Ларс фон Триер, Педро Альмодовар, Нури Бильге  Сейлан рассматривались наиболее придирчиво, вызывая самую разнообразную критику со всех сторон.

артист

По контрасту чаще всего простые и скромные по масштабам картины, фильмы, которые не настаивали на своей значимости и величии — немая чёрно-белая комедийная мелодрама «Артист»  Мишеля Азанавичуса, «Драйв» Николаса Виндинга Рёфна, искупительная драма братьев Дарденн «Мальчик с велосипедом», трагикомический триллер Аки Каурисмяки  «Гавр» — произвели наилучшее впечатление. В этих фильмах сквозит чёткое представление и уверенность в том, как наилучшим образом экономичный стиль  поставить на службу содержанию и при этом выиграть.

Фильм Малика «Дерево жизни» немного разочаровал его давнишних почитателей, он далёк от совершенства, но оказал на меня самое сильное впечатление на протяжении 64 фестиваля в Каннах. Рискованный с художественной точки зрения, но эстетически великолепный, он уверенно снят в импрессионистской манере с сотней визуальных и слуховых уколов. Брэд Питт прекрасен в этом фильме, однако обрамляющий материал, где Шон Пенн играет взрослого сына Питта, совсем не впечатляет. Возможно, если бы сына сыграл не звёздный актёр, то режиссёр убрал бы эту сюжетную линию совсем, но не смог решиться на это из соображений контракта и личных отношений с актёром.

дерево жизни

Фильм турецкого  мастера Сейлана, метафизический триллер «Однажды в Анатолии»  многие сравнивают с абстрактным «Зодиаком» Дэвида Финчера. Я, к сожалению, пропустил этот фильм, выбрав «Драйв»  Николаса Виндинга Рёфна, плодовитого датского поклонника этого жанра, снятого в стиле «Форсаж 5». Я узнал от отца Рёфна, который уже много лет является редактором и ассистентом Ларса фон Триера, что его сын, будучи подростком, частенько проводил время в зашарпанных кинотеатрах на 42 улице в Нью-Йорке, что само по себе говорит о многом, делая его своеобразным братом по духу Квентина Тарантино.

драйв

Вернувшись в свою привычную форму, выпивке, разочарованный в своих работах, сделанных на трезвую голову, Аки Каурисмяки создал один из своих самых восхитительных фильмов «Гавр».  Этот фильм на французском языке, и  Андрэ Вильм раскрывает неунывающую суть своего героя, прошедшего долгий путь от известного писателя до чистильщика обуви, путь, который очень напоминает многочисленные образы, созданные когда-то великими актёрами Спенсером Трейси, Хамфри Богартом и Жаном Габеном. Скромная, рассчитанная произвести надлежащий эффект картинка, также будит в памяти фильмы прошлого с их историями о бескомпромиссном самопожертвовании и человеколюбии.

гавр

Очень схожа в изображении моментов милосердия и просвещения замечательная картина братьев Жана-Пьера и Люка Дарденн «Мальчик с велосипедом», где взрослый человек приходит на помощь ребёнку, брошенному на произвол судьбы. Самые глубокие сдвиги и проникновения в суть отмечены в этом фильме классической музыкой. На фестивале циркулировали смешные истории, связанные с маленьким актёром Томасом Доре, исполнителем главной роли в «Мальчике с велосипедом». Он, находясь под влиянием рассказов актрисы Сесиль де Франс о том, как Клинт Иствуд  предпочитал делать не более двух дублей в своей картине «Потустороннее»,  начал требовать от режиссёров Дарденн таких же подходов и особенно преуспел в сцене, где получает удар и валится с ног.

мальчик с велосипедом

Фильм Мишеля Азанавичуса «Артист» похож на голливудскую трагикомедию «Рождение звезды», он о закате актёра немого кино и  восхождении актрисы с появлением говорящих картинок. «Артист» до начала фестиваля пережил схожие метаморфозы – из неконкурентного его возвысили до претендующего на награды и всё это благодаря правильно и с любовью избранному формату- чёрно-белому изображению и технике немого кино. Почему-то крепнет уверенность, что будь продюсерская кампания Weinstein Co. более агрессивной и расторопной, чем, кстати, эти продюсеры и славятся, то это истинное наслаждение могло бы порадовать и стать событием для гораздо большего числа зрителей.

Ещё одним своеобразным фильмом с хорошим потенциалом я бы назвал «Сноску» Джозефа Седара, не без изъянов, но захватывающая полемика между отцом и сыном в изысканном мире академии иудаизма.

Я с удовольствием отправился путешествовать по экзотическому миру Бертрана Бонелло в его картине «Дом терпимости». Этот фильм не на всякий вкус. Действие этой картины происходит в 1900 году в дорогом борделе Парижа в тот момент, когда эти заведения закрываются.

Приятно будоражит, но совсем в другом ключе, фильм Пабло Альмодовара «Кожа, в которой я живу». Закрученная в духе чудовища Франкенштейна история, перенесена в эпоху продвинутых научных технологий, пластической хирургии и замены половой принадлежности. Возможно это не лучший фильм испанского режиссёра, но его обольстительное мастерство уже само по себе требует смотреть каждое его творение.

кожа в которой я живу

Главным чувством здесь на фестивале всё-таки остаётся, что Ларс фон Триер явно потешался и не был серьёзным, говоря о своих симпатиях к нацизму. Он, вполне возможно, пытался оживить хоть и таким неудачным способом пресс конференцию, которая  после его слов совсем замерла. Если вы  уже посмотрели видео с этой пресс конференции, а не просто читали сопроводительный текст, там совершенно ясно, как неловко он пытается вызвать смех. А он продолжает зарываться всё глубже, и момент, когда он мог вы выбраться из своей ямы, давно упущен. Всё это оставляет шероховатую, но поразительно притягательную «Меланхолию» в шатком состоянии: возьмутся ли за неё дистрибьютеры?  Возьмут ли картину на другие фестивали? Насколько легко сможет фон Триер достать деньги на свой следующий фильм в жанре жёсткого порно «Нимфоманка»? Вот о чём он теперь беспокоится.

меланхолия

Эксцентричный, местами смешной, иногда просто сумасшедший, а иногда явно уводящий в никуда фильм Паоло Соррентино «Где бы ты ни был» выиграл от участия в нём актёра Шона Пенна. Вы не сможете отвести глаз от Пенна, играющего 50-летнего рокера гота, который прежде чем отправиться в долгое путешествие по незнакомой ему Америке, прятался в своём ирландском доме почти 20 лет.

Фильм Линн Рэмси «Нам надо поговорит о Кевине» очень хорошо снят, но исследование семьи, где сын стал серийным убийцей, раздражает своей очевидностью. В то же время фильм Майвенн  ле Беско «Polisse», полюбившийся всем, даже самым взыскательным критикам, сварен круто, но напоминает телевизионный сериал, втиснутый в горшок, где итак нет места.

нам надо поговорить о кевине

Пожалуй, наименее интересным мне показался фильм Джулии Ли «Спящая красавица» из Австралии, и, что удивительно, «Харакири: смерть самурая» Такаси Миике, который в отличие от его прошлогоднего «13 убийц» я нашёл безнадёжно тягучим и абсолютно несовременным.

статья Тодда Мак Карти взята с сайта Hollywood Reporter

 

2 комментария to 64 фестиваль в Каннах. Без шедевров.

  1. Триер отжог… молодца… только теперь его жесткого порно можно ждать не скоро :)))
    Жаль ничего нет про Бобра Джоди Фостер..
    Или это у амер. критиков табу?!

    • georgina:

      Я думаю, они ждут отмашки сверху. Типа «Давайте, пишите о «Бобре»,теперь можно». Дел-то других навалилось невпроворот -тут и Ларс фон Триер со своими шуточками, и Каурисмяки что-то нехорошее про Америку говорит… А что «Бобёр» ? Он теперь выходит на большие экраны, будем голосовать рублём за Мела и Джоди.

Добавить комментарий для georgina Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *