Шекспир — Кориолан — Рэйф Файнс

 

Конечно, пьеса Вильяма Шекспира «Трагедия о Кориолане» не так известна театралам, как «Король Лир», «Макбет» или «Ричард III». Великий драматург написал её за восемь лет до своей смерти и при жизни не увидел её на сцене.

За основу Шекспир взял «Жизнеописания благородных греков и римлян» Плутарха в английском переводе сэра Томаса Нортона. Трагедию «Кориолан» впервые поставили в 1682 году.  Текст пьесы всё время менялся, и только великий актёр Дэвид Гаррик озаботился точностью шекспировского слова и поставил «Кориолана» в Друри Лейн в полном соответствии с текстом Шекспира. Великий театральный актёр Лоуренс Оливье сыграл Кориолана в двух постановках, сначала в театре Олд Вик в 1937 году, а потом в США в 1959. В Советском Союзе пьеса ставилась несколько раз.

В России последняя версия относится к 2007 году – Школа Драматического искусства совершила этот подвиг. Согласно информации Википедии, многие актёры попробовали себя в роли  Гнея  Марция Кориолана.  В списке имена Иэна Маккеллена, Тоби Стивенса, Энтони Хопкинса, Ричарда Бёртона, Алана Ховарда и самого Рэйфа Файнса. Файнс, будучи прежде всего театральным актёром, воплотил роль Кориолана на родной сцене The Royal Shakespeare Company в 2000 году. И вот спустя десять лет, он снова Кориолан, но теперь уже не для избранных зрителей Лондона, а для всех, кто пожелает окунуться в трагедию Шекспира, скажем, после трудового дня.

Режиссёрский дебют Рэйфа Файнса поразительно удачен. Настолько удачен, что можно извинить минимальный тактический  просчёт в том, что отдельные сцены интереснее  фильма в целом.

Генерал Гней Марций (Рэйф Файнс) ведёт не только главную войну с вольсками, но и свою личную войну с их лидером  Туллом Ауфидием (Джерард Батлер удивительно хорош в этом образе). В современном камуфляже, выбритый наголо, с автоматом наперевес, генерал задаёт тон. Этот тон  меньше всего в духе «римляне против вольсков», он скорее в духе  «сербы против хорватов».

Файнс здесь воплощение самой силы природы. После нескольких лет шипения в образе лорда Волдеморта, пусть и в культовой франшизе, он захотел напомнить всем нам, что умеет играть. Генерал наводит ужас одним своим появлением. Его осада главного города вольсков, Кориол, такая жестокая, что по её окончании он получил имя Кориолан. Его мать ужасает ещё больше. Волумния (Ванесса Редгрейв) беспощадна и жестока.

 

Она произносит страшные слова:

«Имей я дюжину сыновей, я бы предпочла их благородную смерть во благо страны, чем иметь одного, но в полном бездействии»

Редгрейв великолепна в роли матери Кориолана: точная, острая, она режет словом. Жена генерала, Виргилия (Джессика Честейн), просто хочет видеть мужа живым и здоровым дома в кругу семьи, что совершенно не совпадает с желанием самого мужа, для которого война мать родная.

 

Кориолана  предают со всех сторон — и знать, и плебс. В ответ предаёт и он, но мы не относимся к нему как к законченному предателю, а скорее как к герою, которого спровоцировали на это предательство.

Это одна из самых сложных ролей Шекспира.

Джон Логан  («Гладиатор», «Последний самурай») написал достойный сценарий. Но Файнес не просто перенёс пьесу на экран, в фильме есть сцены поразительно интимные – шёпот, обещания, угрозы, мольбы — это никогда бы не сработало на сцене, где актёрский голос должен греметь и в последнем ряду. Файнс также признаёт визуальные преимущества кинематографа, играя с местом и временем так, как не может себе позволить ни одна театральная постановка.

Сцены битвы иногда слишком быстрые и трудно сказать, кто где. Однако диалоги без сучка, без задоринки. Слова произносятся тем размером шекспировского богатого языка, что сразу отличает высокий класс истинной театральной выучки.

«Кориолан» — это очень страстный и неравнодушный проект, но самое главное, это уверенный проект актёра Рэйфа Файнса, который точно знает все компоненты настоящего киноискусства.

5 комментариев to Шекспир — Кориолан — Рэйф Файнс

  1. Ольга:

    Превосходная статья,осталось посмотреть фильм и тогда уже обсудить поподробнее.

  2. georgina:

    Спасибо, дорогая, за похвалу. Шекспир и Файнс — хорошее сочетание, пусть даже и в современном варианте. Мне нравится ещё такое сочетание как Пушкин и Файнс.

Добавить комментарий для dorohuncio Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *