Риллингтон Плейс, дом 10 \ 10 Rillington Place (1970) – режиссёр Ричард Флейшер

«Риллингтон Плейс, дом 10»  один из фильмов, который приятно порекомендовать для просмотра любителям добротного триллера о серийном маньяке, тихо складировавшим трупы в собственном многоквартирном доме и уединённом дворике.

Фильм основан на реальных фактах из жизни убийцы Джона Кристи.

Действие картины происходит в течение десяти лет, начиная с 1943 и заканчивая 1953. Это самые тяжёлые и бедные годы для британцев. Режиссёр не особенно гуляет по Лондону, всё действие сосредоточено на мрачном доме под номером 10, который пресса окрестила Домом смерти. Съёмки проходили в соседнем, пустом,  доме, потому что владельцы 10 не захотели переселяться на время съёмок. Вскоре после выхода фильма на экран все дома обрушили и заново застроили территорию, сменив, ставшее зловещим, название.

Это мрачный, разваливающийся дом с крошечными комнатками, заваленными всяким хламом;  тесная кухня с каменноугольным газом. Газ играет важную роль в страшных спектаклях Кристи, он активно использует его, чтобы привести свои жертвы в бессознательное состояние. Потом насилует, потом душит, потом закапывает в садике. Кристи не самый умный и изворотливый убийца.

Однако люди, с которыми он имеет дело, во сто крат его глупее и ими легко манипулировать. Они охотно идут в расставленные им ловушки, потому что ненавидят ответственность и рады переложить её на плечи кого угодно.

Кристи охотно подставляет свои плечи – его отсроченное удовольствие включает в себя эту услугу. Но вот плата за неё смертельно опасна для жизни.

Ричард Аттенборо (брат великого Дэвида) показывает нам своего персонажа тихим, мягким, с невинным взором, услужливым.

Любопытно, что женщины, чувствующие в нём некоторую странность, не хотят анализировать свои чувства, а идут на поводу обстоятельств. Так случилось и с молодыми супругами Эванс: Берил не понравился хозяин дома из чисто практических соображений – он почему-то (а нам понятно, почему!) категорически не разрешил пользоваться маленьким садом на заднем дворе. А где прикажете гулять с маленькой дочкой? И комнаты не понравились Берил: тесные, мрачные, обветшалые. Но её муж Тимоти (Джон Хёрт),  хвастливый и неграмотный ирландец, решил показать, что именно он всё решает в семье. Наперекор внутренним сомнениям она подчиняется мужу.

Семья едва сводит концы с концами, а Берил снова беременна. И хоть Тимоти готов содержать и второго ребёнка, жена всё решила.  Похоже,  Кристи в курсе всех интимных подробностей своих жильцов, потому что он тонко, ненавязчиво намекает, что способен выполнить такую простейшую операцию как аборт прямо здесь, не выходя из дома. Отчаявшаяся женщина хватается за соломинку. Если эта процедура ещё и бесплатна, то Берил совершенно согласна отдаться в руки милого, добрейшего, бескорыстнейшего мистера Кристи, которого сам Бог послал нуждающимся супругам.

Разве это не удача? Удача, конечно, удача.

Самаритянин открывает свой маленький заветный ящичек на стене, истинный ящик Пандоры, где лежит, свернувшись клубком, кусок верёвки, а также банка и резиновая трубка с маской для вдыхания газа.

Это его верные слуги, кормильцы и поильцы его изуверских инстинктов. Он не слишком часто обращается к ним, по крайней мере, на суде признался лишь в восьми убийствах. Но работая в войну констеблем, он совсем не нуждался в прикрытии, всё можно было спрятать в разрушенных бомбёжкой домах. Война – раздолье для маньяков.

Режиссёр умело выстраивает атмосферу ожидания убийства.  При каждом появлении Аттенборо по телу бегут мурашки —  настолько страшен его тихий вкрадчивый голос, бесшумная походка и вездесущая чашка чая с молоком в руке. То, как он плетёт паутину вокруг очередной жертвы, буквально завораживает. При этом он не делает ничего особенного, просто он очень внимателен к людям, он умеет слушать и слышит всё, что ему пригодится в его специфическом хобби.

В начале поста я сказала, что фильм о маньяке. Но фильм также о невинном человеке, принявшем смерть от нерадивых служителей британской Фемиды. Полиция не удосужилась собрать факты и свидетельства, которые буквально лезли в глаза и подвели невинно осуждённого к виселице, а преступнику позволили убить ещё несколько женщин, прежде, чем напали на его след. Эта страшная история вкупе с другими вопиющими судебными ошибками привела Британию в 1965 к судьбоносному решению отмены смертной казни.

Режиссёр Ричард Флейшер известен таким шедевром как «Слепой ужас», о котором я упоминаю в этом посте. Он снял также триллер «Бостонский душитель», что подтверждает глубокий интерес режиссёра к исследованию психологии  убийцы. Но наряду с такими жуткими кошмарами у него есть в карьере фэнтази «Рыжая Соня» и «Конан-разрушитель».

 

 

2 комментария to Риллингтон Плейс, дом 10 \ 10 Rillington Place (1970) – режиссёр Ричард Флейшер

  1. Tim:

    Чувствую, этот фильм было бы неплохо рекомендовать Балабанову, чтобы он получил хотя бы поверхностное представление о маньяках.

    • georgina:

      А я боюсь балабановских маньяков больше. Наверное потому, что они свои. а значит ближе и могут нагрянуть в любую минуту. А те, из Англии, сказочные.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *