Порок на экспорт \ Eastern Promises (2007) – режиссёр Дэвид Кроненберг

«Порок на экспорт»  Дэвида Кроненберга начинается со страшной сцены, когда молодой женщине перерезают горло, и она корчится в предсмертных муках на полу аптеки, а продолжается уже в самом центре паутины, которую сплела русская мафия в Лондоне. Воры в законе перевезли свой бизнес вместе с семьёй из России, создав что-то наподобие клана Корлеоне, но с менее мудрым и более страшным патриархом во главе. Клан обделывает свои тёмные делишки под прикрытием вполне респектабельного ресторана.
Истекающую кровью девушку срочно доставляют в госпиталь, где она рожает ребёнка на руках у акушерки по имени Анна Хитрова (Наоми Уоттс), рядом с нею также находят дневник с записями на русском. Анна решительно настроена защищать новорожденного младенца и с помощью своей матери и дяди, тоже когда-то приехавшими из России, она узнаёт из дневника имена, которые приводят её в ресторан, где заправляет некий Семён (Армин Мюллер-Шталь), отец  русской мафии. Дядя, в прошлом работник  КГБ, просит племянницу держаться подальше от этого осиного гнезда.

наоми уоттс

У Семёна есть сын отморозок, Кирилл (Венсан Кассель), а также жестокий, но преданный водитель и охранник Николай (Вигго Мортенсен). Сюжет истории сосредоточивается на дневнике, акушерке и преступном клане, связывая все компоненты в плотный узел.

венсан кассель и вигго мортенсен

«Порок на экспорт» не просто гангстерский триллер, также как и Кроненберг не просто режиссёр. Начав с низкобюджетных фильмов в жанре хоррор в далёкие 70-ые, которые он мог обеспечить финансированием, Кроненберг  фильм за фильмом подвигался к мировой режиссёрской элите и очень дальновидно поступил, объединившись с таким уникальным актёром как Мортенсен. Этот дуэт уже работал вместе в фильме «Оправданная жестокость» в 2005 году. Нет, Мортенсен не русский, но попробуйте его отличить от русского — настолько глубоко он вжился в образ. Не с первого раза поймёшь, что это Вигго.

вигго

Наоми Уоттс играет англичанку во втором поколении эмигрантов, и сначала она не осознаёт, во что внедрилась со своим расследованием и почему дневник так важен всем этим мафиози.  Её волнует только малышка, но сейчас их обе жизни подвергаются смертельной опасности. Фактически появление Анны это угроза для тёплого привычного существования всех членов преступного клана и их амбициозных планов.

Сценарий написан Стивеном Найтом, автором очень мощного триллера «Грязные прелести» о продаже человеческих органов с Одри Тоту и Чивителом Эджиофором, будущим партнёром Майкла Фассбендера в фильме «12 лет рабства» Стива Маккуина. Один мир, спрятанный внутри другого, очень интересен сценаристу, но границы морали очень размыты, так как преданность и верность находятся в постоянном перемещении.

Николай Мортенсена ключевая фигура и доверенное лицо Семёна. Здесь опять приходит на ум параллель с «Крёстным отцом» — Корлеоне больше доверял не своим сыновьям, а человеку со стороны. Семён надеется на Николая больше, чем на собственного сына Кирилла, чьё поведение часто просто мешает вести дело. Анна тоже чувствует доверие к Николаю, хотя знает, что он способен на жестокость.

Драки уже давно входят в фильмы как обязательный ритуал, но сцена драки Николая устанавливает такой же высокий (если можно так сказать о жестоком зрелище) стандарт как сцена погони в фильме «Французский связной». Ещё многие годы она будет служить мерилом.
Кроненберг сказал, что его не интересуют криминальные истории как таковые: «Мне неинтересен механизм функционирования мафии, но сама преступность и люди, живущие в постоянном нарушении закона, вот что меня интересует»

Это же самое интересно и зрителям. Сценарист и режиссёр не развивают сюжет в «Пороке на экспорт», а сдирают шкуру с невидимого мира. Их история испытывает героев на прочность: они  лояльны до тех пор, пока варятся в своём герметически закупоренном пространстве, где все исповедуют одни ценности и где чужаки по определению их добыча. Но что произойдёт, если разорвать кокон?

Кроненберг просит журналистов не раскрывать сюжет. И он прав, потому что это будет фатально для фильма, в котором главный вопрос не «Что?» и «Как?», а «Почему?» И этого ответа приходится ждать долго. Так бывает всегда с историями об очень правдоподобных людях.

трейлер фильма порок на экспорт


 

One Response to Порок на экспорт \ Eastern Promises (2007) – режиссёр Дэвид Кроненберг

  1. Посмотрел. Классный фильм. Круче русских бандитов может быть только русское КГБ.
    Только девочку в начале фильма не зарезали, она умерла от отслойки плаценты.

Добавить комментарий для Тимофей Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *