Оскар и Люсинда \ Oscar and Lucinda (1997)-режиссёр Джиллиан Армстронг

«Для того, чтобы я появился на свет, -сообщает голос за кадром, ведущий повествование «Оскара и Люсинды»- два  маниакальных игрока в карты должны объявить о своём существовании». Эти  картёжники и есть прародители  рассказчика истории, два чудака-эксцентрика из 19 века, которых по жизни вела вера и соблазн, и они искренне считали, что исповедуя  первое, они вправе потакать  второму. Их жизнь стала основой для любовной истории, полной очарования и греха.
Когда мы говорим, что два человека созданы друг для друга, это иногда означает, что  их совместная жизнь с другими невозможна. Так случилось, что это полностью относится к Оскару и Люсинде. Их история, рассказанная  как воспоминание о прошлом, начинается с детства робкого Оскара, единственного сына сурового английского священника.

Потом мы видим решительную Люсинду, растущую на ранчо в австралийской глубинке. Мы видим, как они формируются: он изучает теологию, чтобы стать священником, она, получив в подарок стеклянную каплю, влюбляется в стекло.

Они встречаются на корабле  во время  поездки из Англии в Австралию.
Они встречаются, потому что они сели играть в карты. Оскар (Рэйф Файнс)  кроме карт перепробовал множество азартных игр, среди них и ставки на лошадей, которые помогли ему оплатить многочисленные счета во время учёбы в Лондоне. Люсинда (Кейт Бланшетт) обожает карты. Вскоре они тайно начинают играть. Оскар восхищён её рассказами об игре и чувствах, которые в ней  вызывают карты. Люсинда в действительности исповедуется Оскару, думая, что её исповедь повергнет его в шок, но он воспринял эти признания с огромным энтузиазмом, как немыслимые любовные похождения.

В основе  «Оскара  и Люсинды» лежит роман Питера Кэри,

своеобразная летопись австралийского чудачества. За эту книгу он получил  Букеровскую премию в 1988 году, самую главную литературную премию Британии. Эта книга  абсолютно покорила меня своим юмором и страстью двоих игроков. Для Оскара игра совсем не грех, а лишь шанс вручить свою судьбу на усмотрение Господа, пусть он решает, как распорядиться  этим.  И от того, что это носит оттенок запретного, это ещё более привлекает.  Уже после прибытия в Сидней, где Оскар снимает жильё у фанатично религиозной супружеской пары, Люсинда продолжает приходить к нему на партию другую покера. Когда же их застают за игровым столом и налетают с обвинениями, Люсинда ведёт себя дерзко и защищает Оскара и себя.

 

Оскар решает, что  не подходит  нормальному обществу и терзается по этому поводу. Люсинда же смотрит на это философски — «Это общество не подходит ему». И даже после продолжительного знакомства они всё ещё не влюблены друг в друга, именно игра в карты держит их вместе так крепко. Кроме того, Оскар думает, что Люсинда любит другого мужчину, тоже священника, который уехал в дикие края Австралии  для обращения в веру неверных. Этот священник (Киран Хайндс) и его миссионерская деятельность в диких краях даёт Оскару невероятную идею: Люсинда на своём стекольном заводе сделает стеклянную церковь, а Оскар будет сопровождать храм по реке к отдалённому поселению.

По своему сумасшествию эта идея сравнима разве что с «Фицкарральдо» Вернера Херцога, где перетаскивали огромный корабль по земле. Эта идея привезти церковь в  заброшенную местность  кажется удивительной. Читая роман, я рисовал себе церковь из стекла высокую и вместительную, но в фильме она конечно же гораздо меньше, но ничуть не хуже, чем в моих фантазиях, в самый раз для прихожан.

Режиссёром «Оскара и Люсинды» выступила Джиллиан Армстронг, чьи фильмы часто имеют дело с людьми, которые созданы друг для друга. Посмотрите её  несправедливо забытый фильм  «Наши последние дни» (1993) о беспокойной супружеской жизни австралийки и француза. Или можно припомнить «Мою блестящую карьеру» (1979), где Джуди Дэвис сыграла героиню очень близкую по духу Люсинде. В данной истории Файнс и Бланшетт словно нарадоваться не могут на своих персонажей и играют их с нескрываемым удовольствием.

Камера Джеффри Симпсона ведёт нас в узнаваемый 19 век, и небо и ландшафты воскрешают картинки Викторианской эпохи. Потом мы видим тонкий переход к причудливому молодому Сиднею и, наконец, транспортировка церкви  среди роскошных пейзажей. Во многих исторических фильмах мы сразу понимаем, что смотрим прошлое. Здесь же Оскар и Люсинда кажутся из будущего, так они свежи и изобретательны. Только рассказчик (голос Джеффри Раша) напоминает нам, что перед нами чьи-то бабушка и дедушка.

«Оскар и Люсинда» это история о 19 веке, но это не Чарльз Диккенс, Джейн Остен, Э.М. Форстер или Генри Джеймс. Роман Кэри шаловливый и манипулирует читателем.  То же самое и с фильмом.  Оскар робок и болезненно искренен, Люсинда  избежала жестоких ограничений своего времени только благодаря картам. Думаю, они оба согласились бы, что люди, которые молятся в стеклянной церкви не станут бросаться камнями.

статья взята с сайта rogerebert.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *