Внезапно, прошлым летом/ Suddenly, Last Summer (1959) — реж. Джозеф Л. Манкевич

Я люблю пьесы Теннесси Уильямса со школьной скамьи, и умудрилась посмотреть не только многочисленные спектакли по ним, но и, конечно, экранизации. В этих пьесах всегда присутствует трагизм, безысходность, какая-то обречённость и лишь крошечный лучик надежды слегка согревает мрачный путь героев. Но мне, как зрителю, он кажется не надеждой, а ещё одним испытанием. Герои настолько покалечены обстоятельствами, настолько унижены, что веришь с трудом в их возрождение.
Эта история развивается в Новом Орлеане. В небольшую больницу приезжает Джон Кукровиц (Монтгомери Клифт), молодой хирург, умеющий делать самую продвинутую операцию на мозге, лоботомию.

Богатая вдова Вайолет Вэнэбл  (Кэтрин Хёпберн) наведывается в госпиталь и обещает финансовую поддержку в увеличении мощностей медицинского учреждения. Взамен она требует малость — провести лоботомию своей племяннице Кэтрин Холли (Элизабет Тейлор).

Кэтрин впала в состояние безумия после смерти сына Вайолет, блестящего поэта Себастьяна Вэнэбля. Он умер внезапно, прошлым летом, находясь вместе с Кэтрин в поездке по Европе.
Когда доктор встретился с Кэтрин, он понял, что Вайолет рассказала ему самое несущественное из всей ситуации. Ещё больше подозрений у него появилось после встречи с матерью Кэтрин и её братом. Им обоим были обещаны денежные вознаграждения после того, как Кэтрин проведут лоботомию. Доктор погружается в историю загадочного Себастьяна и шаг за шагом открывает сложные и глубоко сидящие психологические проблемы, привязывающие беспокойного поэта к матери и двоюродной сестре.

Пьесы Теннесси Уильямса буквально выстланы длиннющими диалогами.  Именно они являются главным украшением, и сценарист Гор Видал словно паук в паутине перекидывает нити от одного разговора к другому — блестящие мастера речи Элизабет Тейлор и Кэтрин Хепберн ни на йоту не подвели сценариста.

Битва Тейлор со своими внутренними демонами буквально пропитывает страстью атмосферу картины. Хепберн, напротив, доминирует своей холодной отстранённостью.

Вместе они делают картину «Однажды прошлым летом» незабываемым притягательным зрелищем.

Когда они вступают в разговор, это словно поход по минному полю, где ложь, самообман, защита собственного эго и отчаянное желание понять окружающую их ситуацию. Со смертью сына Вайолет потеряла главный якорь своего существования, смысл жизни и лишь со временем она понимает, как далеко она заплыла и почему. В то же время Кэтрин стала вынужденной свидетельницей страшного события, где она никак не хотела принимать участие. Это событие вызвало шок, от которого она не может прийти в себя, и это её состояние ошибочно (или намеренно ошибочно) принимается как форма безумия.

Доктор изо всех сил старается вникнуть в ситуацию, он ни в коей мере не собирается стать орудием в руках такого могущественного спонсора как Вайолет. Он и сам не совсем с собой в ладу после тяжёлой автокатастрофы. Расспрашивая Кэтрин и Вайолет, он словно задаёт вопросы от имени зрителя, прорываясь к истинному состоянию Элизабет, которое всеми правдами и неправдами старается скрыть Вайолет. Пока он не узнал причины такого состояния пациентки, он всячески оттягивает кошмарную операцию на её мозге.

Режиссёр в соавторстве с драматургом Теннесси Уильямсом ставит самые мучительные вопросы психиатрии, которые долгие годы терзали врачей и особенно пациентов – лоботомия стала участником множества литературных произведений и кинематографа.

Мучения по поводу гомосексуализма, Эдипова комплекса, похоти, мании величия, взаимозависимости и даже каннибализма – всё это слой за слоем приоткрывает режиссёр, давая зрителю отличный обзор кровавого поля психологической битвы.

Повествование достигает кульминации в первобытном саду Вайолет, где собираются все участники драмы, чтобы послушать версию событий в изложении Кэтрин – о том, что случилось прошлым летом, что привело к смерти Себастьяна. Этот её монолог уничтожает всех присутствующих и сразу становится ясно, кто по-настоящему безумен в этой компании. Себастьян, возможно, и погиб внезапно прошлым летом, но его страдания начались задолго до его гибели и продолжают разрушать семью, спустя время.

Когда (или если) вы станете смотреть эту картину, сделайте скидку на её годы – ей почти 60 лет. Мир радикально поменялся с тех пор. Но если вы любите погружаться в старые эпохи и вникать в проблемы того времени, то получите удовольствие от этой запутанной и сложной истории. Хороши актёры, хороши их разговоры, хорош чёрно-белый формат картины, этакий нуар. Не могу назвать этот фильм самым любимым из тех, что поставлены по пьесам моего любимого Теннесси Уильямса, но он высокого качества и решает все задачи на пять баллов.

Читайте по этой теме:

«Кошка на раскалённой крыше», «Трамвай «Желание»

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *